Виртуальная выставка «Каким он парнем был…». К 85-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина
Виртуальная выставка:" Чемпион мира и человек науки".
Публикация:"Из истории Группы изучения реактивного движения".
Публикация:"Московская планерная школа".
Док. № 10. Из «Обзора о работе ЦИСП за годы войны. 1941–1945 г.»: Театр санитарной агитации и пропаганды

Из «Обзора о работе ЦИСП[1] за годы войны. 1941–1945 г.»:
Театр санитарной агитации и пропаганды.
<…>
Театр санитарной агитации и пропаганды.
Приказ № 58 Наркомздрава СССР от 12.XI.1941 г. поставил перед Институтом задачу изыскания новых форм санитарной агитации и пропаганды.
Вместе с тем испытывалась потребность в массовых доходчивых и эмоциональных формах санитарной агитации и пропаганды. Все это вместе взятое вызвало к жизни идею создания при Институте театра, который и был создан летом 1942 г. в составе двух групп: взрослой – профессиональной и детской. Вначале театр по характеру своего репертуара был «малых форм», что в большей мере соответствовало задачам пропаганды противоэпидемических и санитарно-оборонных вопросов. Тематика репертуара театра полностью отвечала запросам военного времени.
С 1944 г. театр переключается на «большие формы» и социально-гигиеническую тематику, повышает художественный уровень своего репертуара и постановок. В репертуаре театра появляются «Мнимый больной» Мольера[2], сцены из произведений В. Маяковского[3], пьеса «Они жили в Ленинграде» Макогоненко[4], «Привидения» Ибсена[5] и др. В репертуаре детской группы – инсценировки сказок Андерсена[6].
Театр обслужил своими выступлениями значительное число эвакогоспиталей, воинских частей, рабочих клубов и других массовых аудиторий в Москве, Московской области и в театральных поездках – на местах. Детская группа выступала в школах, детских клубах, на летних детских площадках, в парках, летнем саду «Эрмитаж» и др. Всего театр за время войны дал около 700 спектаклей, обслужив около 250 000 зрителей, и сыграл свою положительную роль.
В помощь местам по организации санитарной театральной самодеятельности были разработаны информационное письмо, разосланное по ДСП, и статья, напечатанная в № 6 журнала «Советское здравоохранение» за 1943 г. Изданы два репертуарных сборника с методическими указаниями к ним – по репертуару взрослой и детской групп (последний вышел в свет после войны).
Опыт работы театра получил свой резонанс и вызвал организацию в ряде мест театрализованных форм работы. Особенно живо была воспринята эта форма работы в г. Туле.
В 1946 г. некоторая часть репертуара театра была Министерством здравоохранения СССР проработана, и по соображениям финансового порядка театр был при Институте ликвидирован.
<…>
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 1. Ед. хр. 301. Л. 37, 38. Подлинник. Машинопись.
[1] ЦИСП – Центральный институт санитарного просвещения.
[2] Мольер (театральный псевдоним) – Жан-Батист Поклен (1622–1673) – французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (1643–1680).
[3] Маяковский В.В. (1893–1930) – русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
[4] Макогоненко Г.П. (1912–1986) – видный русский советский литературовед, критик. Доктор филологических наук, профессор. Член Союза писателей СССР (с 1943). Участник советско-финляндской войны и обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Муж поэтессы Ольги Берггольц.
[5] Ибсен Генрик (Хенрик) Юхан (1828–1906) – норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы»; поэт и публицист.
[6] Андерсен Ханс Кристиан (1805–1875) – датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.