Виртуальная выставка «Каким он парнем был…». К 85-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина
Виртуальная выставка:" Чемпион мира и человек науки".
Публикация:"Из истории Группы изучения реактивного движения".
Публикация:"Московская планерная школа".
Московская планерная школа.

«Морской флот развивается давно. Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются. Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся летать. А они будут всегда» О.К. Антонов[1]. 1963 год
|
В конце 19 - начале 20 вв., стали создаваться первые кружки планеристов в Москве, Тбилиси, Киеве, Петербурге и в других городах, открывались первые планерные станции и школы. В 1923 г. в Крыму в Коктебеле прошли первые всесоюзные планерные испытания, на которых были установлены первые рекорды страны. С этого времени началось массовое развитие планерного спорта в СССР, в становлении и развитии которого большую роль играло ОДВФ (Общество друзей Воздушного Флота), созданное в 1923 г.
В 1925 г. путем слияния с обществом ДОБРОХИМ (Добровольное общество содействия строительству предприятий химической промышленности) оно было реорганизовано в массовую добровольную общественную организацию АВИАХИМ. В 1927 г. на базе АВИАХИМ было создано ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне и авиационному и химическому строительству СССР).
Впервые вопрос о создании в Москве планерной школы по подготовке инструкторов-планеристов, был рассмотрен на одном из заседаний подсекции Общества друзей воздушного флота. Это требовалось, прежде всего, для решения задачи массовой подготовки кадров для авиации, стоящей в то время перед государством.
Организация обучения инструкторов - планеристов и создание планерной школы были поручены В.М. Титову[2], командированному от МВТУ в планерную группу авиационной секции ОДВФ.
Московская планерная школа - первая московская школа летчиков-планеристов, была создана в 1925 г. на общественных началах. Ее начальником был назначен В.М. Титов. Официальное открытие школы состоялось 23 января 1927 г.
В публикацию включены документы личного фонда А.П. Красильщикова (фонд № 348), знакомящие с историей создания Московской планерной школы, организацией ее работы. А.П. Красильщиков - ученый в области механики и истории науки, мастер спорта СССР по высшему пилотажу долгое время увлекался планеризмом, принимал участие в полетах и летных экспериментах. Им написано немало статей, посвященных планеризму, вышло несколько книг на эту тему.
А.П. Красильщиков участвовал в организации уникальной научно-исследовательской планерной базы в Крыму на горе Клементьева близ поселка Планерское (Коктебель). Он лично разработал концепцию летно-испытательной базы, участвовал в создании ее проекта и ее строительстве. По его инициативе был создан Музей планеризма на горе Клементьева. Для подготовки книг и статей о планеризме А.П. Красильщиковым был собран большой подготовительный материал, состоящий из текстовых и фотодокументов. Он поддерживал дружбу со многими планеристами и конструкторами планеров, которые присылали ему свои записи, воспоминания, фото.
Именно к таким документам относится представленный в публикации материал: статья В.М. Титова «Из истории первой московской планерной школы летчиков-планеристов» и дополнения к ней, в основу которых вошли его воспоминания о работе в 1925-1933 гг. в должности начальника школы, и воспоминания выпускницы Московской планерной школы - первой женщины планеристки Е.А. Грунауэр о работе в 1930-е гг. по окончании школы инструктором в Высшей летно-планерной школе в Коктебеле, где проходили стажировку многие выпускники московской школы. Документы, включенные в публикацию, представляют особую ценность, поскольку являются воспоминаниями людей причастных к описанным в них событиям и как документы личного происхождения, не смотря на субъективное значение, более достоверно передают картину событий за счет детального изложения тех фактов, о которых не указано в других источниках.
В статье В.М. Титова «Из истории первой Московской планерной школы летчиков-планеристов», включенной в публикацию (РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3-1. Д. 1. Л. 1–4.), автор знакомит с целями и задачами школы, организацией ее работы, говорит о значении ее в подготовке молодежи для авиации, рассказывает о планеристах, преподавательском составе.
![]() РГАНТД. Ф. 348. Оп. 6. Д. 20. Л.2. Выпускники Московской планерной школы 02.05.1931 г. на станции Планерная. 01.07.1975 г. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 6. Д. 20. Л.2. |
![]() РГАНТД. Ф. 348. Оп. 2. Д. 143. Л.3. Фотоснимок с дарственной надписью Титову М.В. от учеников 1-го, 2-го, 3-го выпусков Московской планерной школы. [1931]. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 2. Д. 143. Л.3. |
Главная цель создания Московской планерной школы заключалась в подготовке высококвалифицированных инструкторов–планеристов, которые в дальнейшем должны были заниматься обучением учеников школ и кружков полетам на планерах.Для обучения будущих планеристов в школе опытными летчиками создавались программы учебных полетов на планерах.
Обучение курсанты проходили на учебных, тренировочных и спортивных планерах конструкций И.П.Толстых[3] , Г.Ф. Грошева[4] , В.К.Грибовского[5] .
Программы разрабатывались и для теоретических занятий по изучению основ теории авиации и аэродинамики планера.
На конструкторском отделении школы ежедневно по вечерам велись занятия по проектированию планеров под руководством инженеров-конструкторов Д.Н. Колесникова[6] и Д.А. Ромейко-Гурко[7] , работавших у А.Н. Туполева[8] .
В составе школы работали производственные мастерские, где осуществлялся ремонт планеров и постройка новых учебных планеров.
В течение 1926, 1927 и 1928 гг. С.П. Королев являлся курсантом Московской планерной школы, которую окончил с отличием.
В школе он не только обучался полетам, но и много занимался конструированием планеров в ее конструкторском отделении. Это определило выбор его профессии и всю дальнейшую деятельность. Получив в школе знания в проектировании и строительстве планеров, он мечтал построить планер собственной конструкции.
Большая летная практика на планерах позволила С.П. Королеву уже в 1927 г. принять участие в планерных состязаниях в Коктебеле в составе тренировочной группы.
Выпускники Московской планерной школы в дальнейшем повышали свою квалификацию в Центральной планерной школе ОСОВИАХИМ, созданной в 1929 г. в Коктебеле, участвовали в проходивших здесь слетах и состязаниях планеристов.
Организаторами этой школы были А.А. Сеньков, ставший ее руководителем, и С.В. Ильюшин[9] . Позднее школа получила название Высшая летно-планерная школа (ВЛПШ).
![]() РГАНТД. Ф. 348. Оп. 5. Д. 249. Л.1. Учащиеся Московской планерной школы у гидропланера. [1931 г.] РГАНТД. Ф. 348. Оп. 5. Д. 249. Л.1. |
![]() РГАНТД. Ф. 348. Оп. 6. Д. 20. Л.1. Панорама горы Узун-Сырт в Крыму. 1920-е гг. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 6. Д. 20. Л.1. |
Многие из выпускников продолжали осваивать конструирование и строительство планеров.
Нескольких поколений выдающихся авиаконструкторов и летчиков проходили обучение в Московской планерной школе и на планерных слетах в Коктебели.
Летчики-инструкторы планеризма, прошедшие обучение в Московской планерной школе, работали на планерных курсах, в планерных школах и кружках по всей стране, где они передавали свои знания и мастерство будущим планеристам.
Одной из таких выпускников школы являлась Е.А. Грунауэр - первая женщина планеристка, чьи воспоминания о работе в Высшей летно-планерной школы включены в публикацию (РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3-1. Д. 1. Л. 1–4.).
Терпение и педагогический талант, которым обладала Е.А. Грунауэр, как вспоминают ее современники, превращали курсантов школы в настоящих пилотов-парителей.
Многие из ее учеников стали летчиками-испытателями, героями Великой Отечественной войны.
![]() РГАНТД. Ф. 348. Оп. 6. Д. 20. Л.3. У планера «ИТ-4» конструкторы И.П. Толстых, П.В. Флеров, в кабине планеристка Е.А. Грунауэр. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 6. Д. 20. Л.3. |
![]() РГАНТД. Ф. 348. Оп. 5. Д. 262. Л.1. Планеристы на планерной базе в Коктебели. Вторая справа Е.А. Грунауэр. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 5. Д. 262. Л.1. |
Текст документов, вошедших в публикацию, приведен в соответствие с современными правилами орфографии и пунктуации.
При подготовке статьи использована информация из публикуемых документов; энциклопедических изданий и словарей; интернет - ресурсов. Иллюстративный материал использован из фондов архива.
С полным текстом документов, выдержки из которых представлены в публикации, можно ознакомиться в читальном зале РГАНТД.
Информация о работе читального зала: http://rgantd.ru/chitalnyi-zal.shtm
Публикацию подготовили Н. Новикова,
В. Смирнов.
Набор текста И. Макаревич.
[1]О. К. Антонов (1906—1984) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978), академик АН СССР.
[2]В.М. Титов - начальник Московской планерной школы 1925-1933 гг.
[3]И.П. Толстых - советский авиаконструктор. В 1934 г. разработал легкий сельскохозяйственный самолет ИТ-9.
[4]Г.Ф. Грошев – авиаконструктор.
[5]В.К Грибовский –(1899—1977) — советский военный летчик, планерист, конструктор планеров и самолетов
[6]Д.Н. Колесников - авиаконструктор. В 30-х годах участвовал в конструировании нескольких планеров и самолета РМК-1. Позднее работал в КБ П. В. Цыбина.
[7]Д.А. Ромейко-Гурко - (1898—1947) — конструктор планеров. В 30-х годах построил планеры МКБ-2, МКБ-4, РМК-1.
[8]А.Н. Туполева - (1888 — 1972) — советский ученый и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968).
[9]С.В. Ильюшин - (1894—1977) — выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолета в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Единственный лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — генерал-полковник-инженер), академик АН СССР (1968).
№ 1
Из истории первой Московской планерной школы летчиков-планеристов
В.М. Титов. Статья.
Москва, 17.02.1980
Год 1923 поистине, можно назвать годом начала советского плане¬ризма. Так, весной 1923 г. было создано Общество друзей воздушного флота, а осенью того же года в Крыму состоялся первый слет советских планеристов. В том же году на одном из заседаний планерной подсекции Общества друзей воздушного флота уже обсуждался вопрос о создании первой планерной школы летчиков-планеристов в Москве для подготовки инструкторов. В это время перед молодым Советским государством была поставлена задача о массовой подготовке кадров для Советской авиации в наикратчайшее время при небольших затратах средств. Вот тогда и была одобрена идея об отборе лиц, годных к летной службе через обучение на планерах, а для этого надо было в первую очередь подготовить инструкторов планеристов.
Московская планерная школа летчиков-планеристов положила начало подготовки таких инструкторов. Организация такой школы была поручена мне. И вот уже с января 1925 г. школа начала работать, а осенью 1926 г. состоялся первый выпуск инструкторов-планеристов. Московская планерная школа была вся организована на общественных началах. Все - от начальника и его помощника и до преподавателей и инструкторов - летчиков работали на общественных началах (т. е. без вознаграждения).
В Московской планерной школе впервые обучение полетам на планерах производилось по строго определенной программе, которая была разработана известными в нашей стране летчиками. В школе изучались также основы теории авиация и аэродинамика планера. Лекции по аэродинамике планера читал известный своими трудами по аэродинамике планера инженер Н.Н. Фадеев[1] . При школе было организовано и конструкторское отделение, где занятия вели инженеры - конструкторы, работавшие у А.Н. Туполева [2]: Д.Н. Колесников[3] и Д.А. Ромейко-Гурко[4] . При школе были и производственные мастерские, в которых производился ремонт планеров и постройка новых учебных планеров под руководством Ф.М. Дубака[5], студента Московского авиационного-технологического института. Все теоретические занятия и работа в производственных мастерских школы производились по вечерам (т.е. в нерабочее время) с 6 ч. ЗО м. и продолжались до 10-11 ч. (вечера) ежедневно в Москве. Сначала занятия в школе проводились в полуподвальном помещении на углу Садово-Спасской улицы и Орликова переулка, дом.19 (впоследствии - после переезда школы на другое место - в этом помещении располагалась группа изучения реактивного движения (ГИРД) при ОСОАВИАХИМ[6] , где начал работать С.П. Королев). Переезд был связан с расширением деятельности школы, популярность которой росла с каждым годом. Школа получила просторное помещение на улице Белинского. Своими силами с помощью курсантов и преподавателей были оборудованы классы для теоретических занятий и производственные мастерские. Учебные полеты проводились по воскресеньям круглый год на "летных станциях", как тогда назывались места, где велось обучение полетам на планерах. Занятия на летных станциях производились с раннего утра до позднего вечера, а зимой они не прерывались и при морозах, достигавших 30 градусов.
Следует особо отметить наличие крепкой дисциплины, когда за пропуск двух занятий, курсант отчислялся от школы. Надо сказать, что за 8 лет работы Московской планерной школы было всего два таких случая. Это указывает на высокий моральный уровень курсантов. За время своего существования (с 1925 г. по 1933 г. на общественных началах) Московская планерная школа выпустила целый отряд летчиков-инструкторов планеризма. Окончили школу и по специальности конструктора планеров из числа тех, кто занимался в конструкторском отделении школы. С большим удовлетворением могу отметить, что школа помогла им выбрать направление их деятельности и специальность.
Назову несколько из них, которые мне хорошо знакомы, и которыми школа может гордиться. Это главный конструктор С.П. Королев, создатель первого ракетоплана, конструктор первых межконтинентальных баллистических ракет и космических аппаратов. Он учился с 1926 г. по 1928 г., затем главный конструктор П.В. Цыбин[7] , создатель многоместных планеров и авиационной техники, которая широко использовалась в Великой Отечественной войне; хорошо известный летчик-испытатель Герой Советского Союза С.Н. Анохин[8] ; известный летчик-испытатель В.Ф. Хапов[9] ; известный летчик-испытатель И.И. Шелест[10] , автор популярных книг "С крыла на крыло" и "Лечу за мечтой"; полярный летчик Герой Советского Союза П.Г. Головин[11] , погибший на Северном фронте, известный конструктор планеров И.П. Толстых[12] ; известный мастер планерного спорта М.К. Раценская[13] , которая подготовила, как инструктор сотни планеристов; известные конструкторы, работавшие в авиационной и оборонной, промышленности П.В. Флеров[14] , Г.А. Кох[15] и С.Н. Люшин[16] ; бывший начальник штаба полярной авиации Николай Сырокваша[17] ; летчицы В.П. Акулинина и В.Ф.
Стояновская, налетавшие миллионы километров без аварий на пассажирских самолетах; следует особо сказать и о тех, которые после окончания школы работали в качестве инженеров авиационной промышленности и в тоже время продолжали вести общественную работу, обучая других планерному делу или моделизму, например, В.И. Толмачев, А.П. Матвеев, Б.В. Погребов и Н.И. Белов были на работе примером, как их учили в Московской планерной школе, для других. Таких примеров сотни.
Далее следует несколько подробней рассказать о преподавателях и инструкторах планерной школы. Лекции по аэродинамике планера читал Н.Н. Фадеев, о котором было сказано выше. Н.Н. Фадеев был одним из ведущих инженеров ЦАГИ и был сильно загружен, и в тоже время все свободное личное время без остатка уделял планерной школе. Кроме того, он вел занятия в одном из планерных кружков в МВТУ по постройке планера. Другим лектором по аэродинамике был В.Г. Фролов[18] , инженер ЦАГИ, изобретатель, автор научных трудов. Вел занятия по аэродинамике и С.И. Афанасьев - один из инженеров, работавших в то время в ЦАГИ в области устойчивости самолетов. Занятия по теории прочности и проектированию планеров проводили в основном Д.А. Ромейко- Гурко и Д.Н. Колесников - высококвалифицированные инженеры - конструкторы, работавшие в Конструкторском Бюро А.Н. Туполева. Приходилось удивляться их работоспособности, когда после напряженной восьмичасовой работы у А.Н. Туполева, у которого все выполнялось в темпе, они могли по вечерам заниматься с курсантами ежедневно по 5-6 часов в планерной школе. Их можно было часто видеть в школе, занимающихся с курсантами до 11-12 ч. ночи. Они видели цель своей личной жизни, как и Н.Н. Фадеев, в передаче своих знаний будущим летчикам и конструкторами. Здесь мне хочется еще раз подчеркнуть, что все это делалось ими, как и другими преподавателями и инструкторами школы без всякого вознаграждения т.е. на общественных началах. В течение восьми лет они отдавали школе все свое свободное время, они даже свои отпуска использовали для занятий в школе, т. к. школа работала без перерыва. Занятия в мастерских проводил Ф.М. Дубак, о котором было сказано выше. В мастерских ремонтировались планеры, изготовлялись детали планера и планеры в целом. Ф.М. Дубак вел и большую административную работу по школе, выполняя обязанности моего помощника. Надо сказать, он делал это исключительно добросовестно. Я не представляю и сейчас как это удавалось ему и учиться в Институте и почти все вечера отдавать школе, включая и выходные дни.
Обучение полетам проводили известные нашей стране летчики А.Б. Юмашев[19] , Д.А. Кошиц[20] , К.М. Венслав[21] , В.А. Юнгмейстер[22] , инструктор В.Г. Гараканидзе и другие. Были инструкторами и бывшие курсанты планерной школы А.А. Сеньков[23] , Е.А. Грунауэр[24] , М.Ф. Романов, А.В. Козлов, Ефимов, Бородин и другие. Инструкторы, как и преподаватели теоретических предметов поддерживали крепкую дисциплину, давая личный пример. Насколько я помню, не было, ни одного случая пропуска занятий. Почти не покидая летное поле находились целый выходной день-в течение ряда лет летчик К.М. Венслав, а также бывшие курсанты А.А. Сеньков, Е.А. Грунауэр, М.Ф. Романов, и А.В. Козлов, В.И. Толмачев и другие. Очень ценные указания давал школе легендарный летчик К.К. Арцеулов[25] , который провел несколько показательных занятий с курсантами школы и инструкторами.
Праздничную атмосферу на летной станции создавало участие в работе станции знаменитых летчиков страны: В.А. Юнгмейстера, А.Б. Юмашева, В.А. Степанчонка[26] , Д.А. Кошица. Они инструктировали курсантов школы и давали советы молодым инструкторам-летчикам, делясь своим богатым опытом. Часто школу посещали известные всему миру авиационные конструктора С.В. Ильюшин[27] , А.С. Яковлев[28] , а на параде шкоды в 1931 г. был начальник Военно-воздушных сил страны П.И. Баранов[29] , начальник штаба Эйдеман[30] и С.В. Ильюшин и др. Много внимания уделяли школе проф. В.П. Ветчинкин[31] , а также конструкторы планеров: В.К. Грибовский[32] , Б.Н. Шереметев[33] , О.К. Антонов[34] , Г.Ф. Грошев[35] , проф. В.С. Пышнов[36] и другие. Пользовалось славой и Конструкторское отделение школы, где основными руководителями были упомянутые выше Д.Н. Колесников и Д.А. Ромейко-Гурко. Кстати сказать, здесь первые уроки конструирования планеров брал С.П. Королев, который впоследствии спроектировал первый в мире ракетоплан. Сюда в конструкторское отделение приходили и известные ученые М.К. Тихонравов[37] и Ю.А. Победоносцев[38] , которые стали работать впоследствии у главного конструктора СП. Королева.
Следует подчеркнуть, что все упомянутые выше преподаватели и инструкторы живо откликались на призыв и приглашения, направленные на поднятие на высший уровень преподавательской и инструкторской работы. Так, разработкой программ учебных полетов на планерах были заняты: К.К. Арцеулов, В.А. Юнгмейстер, Д.А. Кошиц и В.А. Степанчонок. В результате Московская планерная школа летчиков планеристов получила научно-разработанную программу. В ней была отражена методика обучения на планерах, которая затем была распространена по всем учебным планерным кружкам. Также были разработаны программы теоретических, занятий и устав Московской планерной школы, волей судеб которой предстояло быть первой по своему назначению.
Первый выпуск Московской планерной школы состоялся в 1926 г. Среди курсантов этого выпуска были: Антипов, Аронов, Гродзенский, Гуща, Евдокимов, Ефимов, Карапалкин, Козлов, Крысанов И., Кузьмичев, Погребов В., Скоповский см. фото[39]. К сожалению не все курсанты были сняты на этой фотографии, так как многие из них уехали в разные города; не были сняты и инструкторы на этом снимке, которые обучали курсантов полетам на планере. Не осталось фотографий курсантов и других выпусков, следующих ежегодно один за другим. Почему то, в то время не было традицией сниматься всем курсантам после окончания в нашей школе!
Из числа редких фотографий, которые прилагаются к краткой истории Московской планерной школы и которые сохранились можно отнести фотоснимки, сделанные после окончания парада школы 2 мая 1931 г. Школу тогда посетили: начальник Военно-воздушных сил страны П.И. Баранов, начальник штаба Эйдеман, знаменитый авиаконструктор В.С. Ильюшин, представители от МОСАВИАХИМ и другие. На фотографии видны курсанты школы, число которых тогда исчислялось уже не одной
сотней (на этом снимке я не вышел: стоял далеко). На другом снимке я снят стоящим в первом ряду в штатском костюме, т.к. в 1931 г. я работал в ЦАГИ, куда поступил в 1928 г. после демобилизации из Научно-опытного аэродрома Военных Воздушных Сил, где я работал в штате с января 1925 года и одновременно учился в МВТУ на механическом факультете. Сохранилось одно из удостоверений МОСАВИАХИМ, в котором указано, что я работаю начальником Московской планерной школы в общественном порядке, удостоверение № I, выданное мне в 1930 г. с продлением до 1931 г.
Сохранилась еще фотография, где я снят в 1963 г. вместе с одним из бывших инструкторов планерной школы летчиком В.А. Юнгмейстером и с космонавтами: Ю.А. Гагариным и В.Ф. Быковским на Всесоюзной конференции, посвященной 40-летию Советского планеризма, куда я был приглашен главным конструктором баллистических ракет и спутников С.П. Королевым, бывшим курсантом Московское планерной школы, где он обучался полетам на планере с 1926 г. по 1928 г.
Теперь немного подробнее о конструкторском отделении Московской планерной школы. Здесь велись занятия по проектированию планеров под руководством упомянутых выше инженеров-конструкторов Д.Н. Колесникова и Д.А. Ромейко-Гурко, работавших у А.Н. Туполева. Занятия, проводились ежедневно по вечерам. Это отделение навещали известные впоследствии ученые Ю.А. Победоносцев и М.К. Тихонравов - будущие сотрудники С.П. Королева. Они интересовались проектированием планеров и теоретическими занятиями, которые проводились в соседних комнатах. В помещении школы часто велись беседе о будущем авиации и о полетах в космос.
С.П. Королев посещал конструкторское отделение планерной школы с 1926 г. по 1929 г. и не раз участвовал в таких беседах с участием Ю.А. Победоносцева, работавшего в то время в ЦАГИ у профессора В.П. Ветчинкина, который много, времени уделял теории полета на Луну. В беседах принимал участие и М.К. Тихонравов - ученый, который интересовался и теорией полета насекомых, и теорией реактивного двигателя, и вопросами космических полетов. Я был знаком с Ю.А. Победоносцевым и М.К. Тихонравовым. Их мечтой было завоевание космического пространства. А С.П. Королев уже в то время обратил на себя внимание своими деловыми качествами, стремлением к действию. В результате контакта с ними у С.П. Королева сначала возникла мысль о постройке ракетоплана, а затем и космических аппаратов. Такой контакт был полезен и Ю.А. Победоносцеву и М.К. Тихонравову, которые видели в нем человека, который мог бы осуществить их мечту.
В литературе, посвященной биографии С.П. Королева, не освещен, период его жизни с 1926 г. по 1929 г., а по-нашему мнению этот период был тесно связан с Московской планерной школой, где он проводил большую часть своего времени, и где он окончательно определил направление своей будущей деятельности. Мне кажется, что мои сообщения дадут возможность прояснить и дополнят некоторые детали биографии С.П. Королева.
К 1933 г. в Московской планерной школе уже насчитывались сотни курсантов и десятки преподавателей и инструкторов-летчиков планеристов. Закончившие школу инструкторы планеристы, разъезжались по разным городам и на местах создавали планерные кружки, где строили планеры и обучали планеристов. Таким образом Московская планерная школа выполнила свое назначение.
За все время своего существование с 1925 г. по 1933 г. на летных станциях Московской планерной школы не было ни одной катастрофы, ни одного случая травматизма при полетах на планерах, что указывает на высокую культуру полетов и высокий уровень подготовки к полетам материальной части планеров, а это ведь удивительно, когда через школу прошли многие сотни курсантов.
Прошло уже 55 лет со времени создания Московской планерной школы, работавшей (в течение 8-ми лет) на общественных началах. До сих пор вызывает восхищение героическая работа преподавателей, летчиков, инструкторов и курсантов, трудом которых буквально на голом месте были созданы классы для занятий, оборудованы мастерские, летные станции.
Весь личный состав планерной школы отдавал все свое свободное время этой благодарной работе, ничего не требуя для себя взамен! Я был счастлив руководить этим прекрасным коллективом в течение всего времени существования Московской планерной школы (1925 г. - 1933 г.) в организации которой мне помогали будущие преподаватели и курсанты школы, а также ответственные работники Общества Друзей Воздушного Флота (тт. Розанов, Серяков, Козлова, Селиверстов и другие).
РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3-1. Д. 1. Л. 1–4. Автограф. Машинопись.
№ 2
Дополнение к статье В.М. Титова
"Из истории первой Московской планерной школы летчиков-планеристов"
Москва, 13.05.1981
Московская планерная школа с самого момента ее создания стремилась готовить высококвалифицированных инструкторов-планеристов, которые могли готовить рядовых планеристов высокого класса для Советской авиации. С целью повышения квалификации Московская планерная школа направляла своих учеников в Коктебель (Крым) на слеты планеристов, причем практика посылки туда осуществлялась все время. Так, например, осенью 1927 г. были направлены в Коктебель на IV-х планерные состязания Гродзянский, Ефимов, Карапалкин, С.П. Королев, Крысанов и др. На VIII-ом слете планеристов проявили себя Маргарита Раценская, Павел Головин, а на IX-ом, X-ом и XI-ом слетах - Сергей Анохин, Маргарита Раценская и Виктор Бородин стали обладателями мировых рекордов.
Занятия в Московской планерной школе не прерывались ни на один день, подготовка курсантов велась непрерывно. Школа являлась также центром творческой работы в области планеризма. Талантливые конструкторы планеров И.П. Толстых, Г.Ф. Грошев. В.К. Грибовский создали учебные, тренировочные и спортивные планеры, на которых обучались курсанты школы и отрабатывали искусство летать.
В 1929 г. в Коктебеле (гора Узун-Сырт) была создана Центральная планерная школа ОСОВИАХИМ, где выпускники Московской планерной школы получали возможность систематически повышать свою квалификацию, обучаясь искусству парения в воздухе. Центральная планерная школа как бы черпала резервы из Московской планерной школы для подготовки будущих летчиков высокого класса.
В этой краткой заметке мне хотелось сказать, что существовала связь между указанными двумя школами планеризма. К сожалению, не велась хроника событий в это время, которая могла бы характеризовать более подробно эту связь. Конечно, хорошо было бы, если бы сами участники событий рассказали, как это было.
В.М. Титов 13.5.1981.
РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3-1. Д. 1. Л. 1–4. Автограф. Машинопись.
№ 3
Некоторые дополнительные сведения из истории Московской планерной школы к статье В.М. Титова "Из истории Первой Московской Планерной школы летчиков-планеристов"
Москва, 29.11.1983.
В 1922 – 1923 гг., будучи студентом Московского высшего технического училища им. Баумана (МВТУ), я принимал участие в работе планерного кружка Н.Н. Фадеева, помогая ему строить планер.
В 1923 г. было создано в Москве Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), а при нем авиационная секция, причем при авиационной секции была образована планерная подсекция, куда я по моей просьбе был направлен на общественную работу в качестве члена планерной подсекции. На одном из первых заседаний подсекции было решено провести осенью первый слет советских планеристов в Крыму в Коктебеле, а в конце 1923 г. после состоявшегося в Коктебеле слета на заседании планерной подсекции был поставлен вопрос о создании в Москве первых планерных курсов подготовки инструкторов-планеристов, в которых нуждалась страна. Организацию таких курсов поручили мне.
В 1924 г. началась работа по организации этих курсов. Прежде всего надо было отыскать помещение для теоретических занятий. Такое было предоставлено общественной организацией МВТУ в здании железобетонной аэродинамической трубы. Затем надо было найти место для проведения учебных полетов. После долгих поисков такое место было выбрано в Горках, где проводились соревнования по модельному спорту. Далее надо было приобрести планеры для учебных полетов. Необходимо было также приобрести материалы и инструменты для постройки новых учебных планеров и, наконец, подыскать летчиков-инструкторов и преподавателей, которые смогли бы вести занятия на общественных началах. Всё надо было создавать на пустом месте.
Преподаватели теоретических дисциплин были мною привлечены из МВТУ и ЦАГИ. Перечислю преподавателей первых выпусков:
Фадеев Н.Н., с которым я познакомился в 1922 г. – 1923 г. в планерном кружке. Работал в ЦАГИ.
Д. Н. Колесников, познакомился с ним в МВТУ, он работал у А.Н. Туполева (ЦАГИ).
Д.А. Ромейко-Гурко, познакомился с ним там же, он работал у А.Н. Туполева (ЦАГИ).
С.И. Афанасьев, с которым познакомили в Научно-опытном аэродроме ВВС, где он проводил научно-исследовательскую работу по заданию ЦАГИ (там и служил).
В. Г. Фролов Он работал в ЦАГИ, там я познакомился с ним.
А. И. Сильман, инженер ЦАГИ. Там я с ним познакомился и привлек к работе в школе.
Инструкторов-летчиков для планерной школы в основном черпал из Научно-опытного аэродрома ВВС, куда я был направлен в июне 1924 г. как студент МВТУ для прохождения практики (по моему желанию). Такая практика давала мне возможность познакомиться с летчиками-испытателями и самому полетать на разных самолетах.
В самом начале пребывания на Опытном аэродроме я познакомился с известными и в то время летчиками-испытателями: А.Б. Юмашевым, К.М. Венславом и с В.Г. Гараканидзе, который выполнял какое-то задание от Военно-воздушной академии им. Проф. Н.Е. Жуковского. В беседах с ними увлек их рассказами о полетах на планерах как о средстве отбора будущих летчиков, в которых остро нуждалась страна. Рассказал им, что в Обществе друзей воздушного флота решено открыть в Москве планерные курсы для обучения планеристов, и просил их помочь в этом деле, на что получил согласие. Они были первыми инструкторами высокой квалификации. Обучение полетам на планерах велось по специально разработанной программе, в разработке которой принимали участие известные летчики, и среди них был К.К. Арцеулов.
К январю 1925 г. все было готово к открытию Московских планерных курсов. Был даже объявлен первый набор на эти курсы, однако надо было получить официальное разрешение на их открытие (включая сюда и разрешение на проведение учебных полетов). Был проведен и набор курсантов, но разрешение на открытие Планерных курсов еще не было получено, хотя заявка была сделана почти год тому назад. Пришлось на свой риск, чтобы не пропала даром большая подготовительная работа, начать занятия, как теоретические, так и практические. Прошло еще более полугода, а разрешение еще не было получено. Как потом выяснилось, в Обществе Друзей Воздушного Флота была проведена перестройка. Впоследствии был создан новый аппарат МОСОАВИАХИМ. Все постановления, которые были изданы ранее, где-то затерялись. И, когда была создана планерная секция, которая смогла самостоятельно решать свои дела, связанные с планеризмом, тогда пришлось заново ставить вопрос об открытии Планерных курсов в Москве, что и было сделано в ноябре 1925 г., но разрешение на официальное открытие курсов было получено только 21 апреля 1926 г.; риск себя оправдал. Осенью 1926 г. был произведен 1-й выпуск курсантов, которые закончили полный курс. Особенно трудно было получить разрешение на право проведения учебных полетов. Оно было получено только в январе 1927 г., в то время как был проведен в феврале 1926 г. 2-й набор курсантов (или 1-й набор после получения разрешения на открытие планерных курсов).
Официальное открытие летной станции в Горках состоялось 22 января 1927 г. в присутствии делегатов 1-го Всесоюзного съезда ОСОАВИАХИМ. С этого момента Московская планерная школа обрела все права гражданства (название «Московские планерные курсы» почему-то не привилось с самого начала их существования, и в дальнейшем они стали именоваться Московской планерной школой с самого 1-го выпуска школы).
При Московской планерной школе существовало своего рода конструкторское бюро, в котором учились те из курсантов, которые были отчислены от полетов, или же те, которые хотели научиться проектировать планеры. Весной 1930 г. конструкторское бюро было названо конструкторским отделением планерной школы, и был специально объявлен набор на это отделение. Таким образом, при школе существовало к этому времени два отделения: летное и конструкторское. В марте 1930 г. было принято 120 человек, из них на конструкторское 50 человек.
В связи с увеличением числа курсантов на летном отделении школы возникла острая необходимость в пополнении инструкторского состава. С этой целью мне пришлось обратиться к летчикам-испытателям Научно-опытного аэродрома ВВС, куда я был зачислен в штат, и где работал с января 1925 г. по февраль 1928 г. Я получил согласие от Л.А. Юнгмейстера, Д.А. Кошица и В.А. Степанчонка, и они все свое личное время, свободное от работы, отдавали Московской планерной школе. Наиболее подготовленные из числа окончивших школу курсантов были привлечены к работе в школе в качестве инструкторов. Среди них: Л.В. Козлов, М.Ф. Романов, А. Куликов, А.А. Сеньков, Е.А. Грунауэр, В.И. Толмачев и др.
Пополнение преподавателей теоретических дисциплин для последующих выпусков производилось из числа научных сотрудников ЦАГИ, куда я поступил в феврале 1928 г. на должность инженера теоретического отдела.
Московская планерная школа летчиков-планеристов существовала и работала с 1925 г. по 1933 г. на общественных началах (т.е. без вознаграждения). За это время было произведено 8 выпусков курсантов. К сожалению, списки курсантов, окончивших Московскую планерную школу, находившиеся в МОСОАВИАХИМ, не сохранились. Они были в секретариате и пропали при эвакуации из Москвы в период Великой Отечественной войны 1941 г. – 1945 г.
Небольшая часть из них восстановлена из опросов бывших курсантов школы и по другим источникам.
Ниже приведены года выпуска курсантов:
1-й выпуск в 1926 г.
2-ой выпуск в 1927 г.
3-ий выпуск в 1928 г.
4-ый выпуск в 1929 г.
5-ый выпуск в 1930 г.
6-ой выпуск в 1931 г.
7-ой выпуск в 1932 г.
8-ой выпуск в 1933 г.
Частично восстановленные списки курсантов при сем прилагаются.
Учебные полеты производились на летных станциях, размещенных:
1. В Горках в течение 1925 г., 1926 г. и 1927 г.
2. В Красково в течение 1928 г.
3. В Первомайской с 1929 г. по 1933 г.
4. В Трикотажной с 1928 г. по 1932 г.
При этом в последних двух летных станциях обучение полетам производилось параллельно ввиду перегрузки летной станции Первомайская, начиная с 1929 г.
Теоретические занятия велись:
1. В помещении аэродинамической железобетонной трубы в МВТУ (в 1925 - 1926 гг.).
2. В полуподвальном помещении, тоже в Москве, в доме № 19, расположенном на углу Садово-Спасской ул. и Орликова пер. (в 1927, 1928 и 1929 гг.). Там размещалось и конструкторское бюро.Впоследствии это помещение было занято ГИРД после переезда школы на улицу Белинского.
3. В доме, который размещался по ул. Белинского. В этом доме школа имела аудиторию для теоретических занятий, мастерские для ремонта и постройки новых планеров и место для занятий Конструкторского отделения.
Заведующим мастерскими был студент Московского авиационного технологического института Ф.М. Дубак. Он же был и помощником начальника по хозяйственным и административным делам школы. Он с исключительной добросовестностью выполнял эту большую и трудную работу.
Следует упомянуть и ответственных работников из аппарата МОСОАВИАХИМ и планерного сектора МОСОВИАХИМ А.М. Розанова, И.А. Серякова, А.К. Лашкова А.К., которые помогали доставать оборудование и материалы для мастерских школы, а также оказывали большую помощь в отыскивании и оформлении помещений для занятий.
29.11.1983 В.М. Титов
РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3-1. Д. 1. Л. 1–4. Рукопись.
№ 4
Из воспоминаний выпускницы Московской планерной школы Е.А. Грунауэр
Москва,1987 г.
Высшая летно-планерная школа начала работать в 1931 г. в Крыму около Коктебеля на северной части горы Узун-Сырт, сейчас горы Клементьева. Давно уже назревала необходимость в такой планерной школе, где бы обучалось сразу большое количество учлетов, а самое главное, они становились (правда не все) не только пилотами-планеристами, но и пилотами-парителями. В то время уже не только кружки, но и временные областные школы не могли охватить всех желающих летать на планерах, да и для парения не было таких благоприятных условий, как на горе Клементьева. Много сил и настойчивости вложили в создание Высшей летно-планерной школы С.В. Ильюшин и А.А. Сеньков. И вот школа открыта. Хотя строительство ее еще не закончено на горе стоят длинные деревянные бараки. В первом бараке в небольших комнатах живут: А.А. Сеньков и О.К. Антонов – на его планере «Стандарт» обучались планеристы. Дальше общежития девушек планеристов и инструкторов школы, клуб-читальня, где проводились собрания, и последнее помещение: столовая и кухня, которой руководит Синопли, коренная жительница Коктебели, чей небольшой домик стоял на вершине холма недалеко от дома Волошина.
В первые годы становления планеризма там по вечерам собирались планеристы и за бокалами чудесного крымского вина, приготовленного самой Синопли, обсуждали достижения и неувязки своей планерной жизни. Напротив этих бараков стояло еще два барака, где жили и занимались теорией учлеты, а также была мастерская по ремонту планеров. А дальше строился гараж. Там же были разбиты палатки, где временно находились планеры школы, а также там ставили свои палатки прибывшие группы планеристов со своими планерами и своими инструкторами.
Прибывших А.А. Сеньков сейчас же направлял в общежитие и зачислял на довольствие. С момента прибытия они становились учлетами школы и должны были полностью подчиняться ее распорядку и дисциплине.
Воду для школы возили из родника, который находился в стороне и несколько ниже школы. Ее привозил на машине В. Л. Расторгуев[40] с товарищами.
Летный состав школы состоял из начальника школы А.А. Сенькова, начальника летной части В.С. Васянина, инструкторов: Ж.И. Журавлева, Г. Михайлова, М.Ф. Романова, Е.А. Грунауэр, В.Г. Бородина, З.В. Дакиневич, учлетов в количестве около 90 человек, начальника хозяйственной части [Дарашкевич], полит.рук. врача, начальника снабжения Н. Асранского. Он был известен всем планеристам как чрезвычайно энергичный человек, снабжавший продуктами питания все планерные слеты и нашу школу.
Учились летать на планере «Стандарт» - конструктора О.К. Антонова.
Сначала были мелкие поломки, как выяснилось, из-за излишней строгости планера. Он не допускал резких отклонений рулей управления.
После некоторых изменений площади рулей и передачи управления, полет планера стал более спокойным и аварии прекратились.
В этом 1931 г. планерного слета не было, гора вся находилась в распоряжении Высшей летно-планерной школы. Многие окончившие школу стали планерными инструкторами и известными летчиками-испытателями.
Я приехала в школу несколько позже других инструкторов, т. к. работала инструктором и начальником летной части в Московской областной планерной школе. После замены меня другим инструктором я уехала в Крым. Школа уже работала. Каждый инструктор выделял из своей группы по два учлета в мою группу. Как правило выделялись наиболее «трудные» ученики. Ознакомившись с учлетами, я решила, что, чтобы уравнять свою группу с остальными группами, мне необходимо дать возможность моим ученикам подольше находиться в полете.
Мы летали с северного склона горы. Внизу в долине была вспаханная полоса земли, правда она пролегала не вдоль всего склона. Я выбирала для своей группы место старта так, чтобы планер пролетал над этой полосой. Черная вспаханная земля нагревалась сильнее луговой и хорошо держала планер в воздухе, он летел почти не снижаясь. Время каждого полета увеличивалось, спокойная обстановка помогла ребятам лучше ориентироваться в воздухе и дело пошло на лад. Мои учлеты сдавали экзамены вместе с другими группами и не хуже их.
Не обошлось и без номера. В.С. Васянин сочинил частушки:
«У Грунауер учлеты
Все отчаянные пилоты
На планериста не сдавали
А уж парителями стали».
Между прочим, Васянин еще раньше, когда я сдавала экзамены на звание пилота парителя, преподнес мне частушки.
«Катюша на «Г-2»
Над склоном кружится
А Сеньков на Б.С.А.
Внизу колбасится».
Это действительно было так. Я ходила на планере вдоль горы, а Сеньков на своем мотоцикле Б.С.А. носился за мной по горе. Говорят, он кричал «Катька, угол велик». Но ведь перед моим вылетом он упорно твердил мне, что сейчас уже вечер (я летела девятой – последней), Солнце садится, в воздухе плохо держит планер, необходимо держать хорошую скорость, чтобы не свалиться и сдать экзамены. Вот я и держала «хорошую» скорость. Приборов в планере также не было и проверить себя я не могла. Положенное время я налетала и спокойно и точно села на старте. Экзамен сдала.
В школе планеры мы запускали амортизатором, а на гору тащили их или на лошади, или на себе, т. к. на всю группу лошадей не хватало. Настроение было деловое. Помню мы, инструкторы, просили Сенькова дать нам возможность посоревноваться между собой. Но Сеньков отвечал, что сейчас самое главное, это как можно больше и лучше выучить учеников и тогда рекорды придут к нам. Ну что же, его предсказание сбылось. В последующие 1930-е гг. наши бывшие учлеты установили немало рекордов.
1987 г. Е. Грунауэр
РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3-1. Д. 1. Л. 1–4. Автограф. Рукопись.
[1] Н.Н. Фадеев - ведущий инженер ЦАГИ.
[2] А.Н. Туполев - (1888 — 1972) — советский ученый и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968).
[3]Д.Н. Колесников - авиаконструктор. В 30-х годах участвовал в конструировании нескольких планеров и самолета РМК-1. Позднее работал в КБ П. В. Цыбина.
[4]Д.А. Ромейко-Гурко - (1898—1947) — конструктор планеров. В 30-х годах построил планеры МКБ-2, МКБ-4, РМК-1.
[5] Ф.М. Дубак - студент Московского авиационного технологического института.
[6]ОСОАВИАХИМ - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (1927—1948) — общественно-политическая оборонная организация, предшественник ДОСААФ.
[7] П. В. Цыбин (1905 - 1992) — советский конструктор авиационной и ракетно-космической техники.
[8] С.Н. Анохин - (1910 - 1986) — советский летчик-испытатель, полковник (1947), Герой Советского Союза (1953), заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), лауреат Сталинской премии второй степени (1953). В декабре 1945 года во время летных испытаний потерял левый глаз, но после восстановления вернулся к летной работе.
[9]В.Ф. Хапов (1913 - 1998) - заслуженный летчик-испытатель СССР (16.03.1963), старший лейтенант запаса. В 1931 г. окончил Высшую летно-планерную школу (Коктебель). В 1931-1935 гг.- планерист-инструктор Московской областной планерной школы и Высшей летно-планерной школы. В 1935 г. окончил Московскую летную школу ОСОАВИАХИМА. В 1935-1938 гг. - летчик-инструктор Московской объединенной школы ОСОАВИАХИМА.
[10] И.И. Шелест - (1914 - 1992) — советский летчик-испытатель, автор книг об авиации.
[11] П.Г. Головин – (1909 - 1940) — Герой Советского Союза, пилот Управления полярной авиации ГЛАВСЕВМОРПУТИ, первый из советских летчиков, пролетевший над Северным полюсом.
[12] И.П. Толстых - советский авиаконструктор. В 1934 г. разработал легкий сельскохозяйственный самолет ИТ-9.
[13] М.К. Раценская – (1913-2005). Планеристка, судья по планерному спорту. Жена летчика-испытателя С.Н. Анохина.
[14] П.В. Флеров – (1907 – 1996) - конструктор планеров.
[15]Г.А. Кох – конструктор планеров.
[16]С.Н. Люшин - (1903—1978) — советский авиаконструктор, лауреат Сталинской премии. Во время учебы в гимназии увлекся авиацией. В МВТУ в студенческие годы занимался в кружке планеристов.
[17] Н.Л. Сырокваша – Планерист, полярный летчик.
[18] В.Г. Фролов - изобретатель, автор ряда научных трудов, инженер ЦАГИ.
[19] А.Б. Юмашев - (1902 - 1988) — Герой Советского Союза (1937), генерал-майор авиации (1943), летчик-испытатель 1-го класса (1940), член Союза художников СССР (1946).
[20] Д.А. Кошиц – (1902 – 1943) - советский планерист-рекордсмен, летчик-испытатель 2-го класса, подполковник, участник Гражданской, Советско-Финской и Великой Отечественной войн.
[21] К.М. Венслав - летчик-испытатель, служил в летном отряде Военно-воздушной академии им. Жуковского. Работал инструктором в Московской планерной школе Осоавиахима.
[22] В.А. Юнгмейстер - (1881-1943), военный лётчик. Родился в Костроме. Выпускник школы авиации МОВ.
[23] А.А. Сеньков – первый планерист, научившийся летать на планерах, не будучи летчиком. Получил пилотское свидетельство. Первый начальник Высшей летно-планерной школы.
[24] Е.А. Грунауэр - курсант Московской планерной школы, инструктор планерист.
[25] К.К. Арцеулов – (1891 - 1980) — русский и советский летчик, художник-иллюстратор, внук художника Ивана Константиновича Айвазовского.
[26] В.А. Степанчонок - (1901—1943) — советский летчик-испытатель, полковник.
[27] С.В. Ильюшин - (1894—1977) — выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолета в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Единственный лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 г. — генерал-полковник-инженер), академик АН СССР (1968).
[28] А.С. Яковлев - (1906 — 1989) — советский авиаконструктор, чл.-корр. (1943) и академик АН СССР (1976). Генерал-полковник авиации (1984); с 1946 по 1951гг. — генерал-полковник инженерно-авиационной службы; с 1951 по 1971 гг.— генерал-полковник инженерно-технической службы, c 1971 по 1984 гг.— генерал-полковник-инженер). Дважды Герой Социалистического Труда. Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева (1956—1984). Лауреат Ленинской, Государственной и шести Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР.
[29]П.И. Баранов – (1892 - 1933) — советский военный и партийный деятель, один из главных создателей и организаторов Военно-Воздушного Флота и авиапромышленности СССР.
[30] Р.П. Эйдеман - (1895-1937) - советский военный деятель. Герой гражданской войны, командарм Эйдеман был председателем ОСОАВИАХИМ.
[31] В.П. Ветчинкин – (1888 - 1950) — советский ученый-механик, работавший в области аэродинамики, ветроэнергетики, ракетной техники и теоретической космонавтики.
[32] В.К. Грибовский – (1899—1977) — советский военный летчик, планерист, конструктор планеров и самолетов.
[33]Б.Н. Шереметев - конструктор планеров, основоположник советской школы планеризма.
[34]О.К. Антонов – (1906—1984) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978), академик АН СССР.
[35] Г.Ф. Грошев – конструктор планеров.
[36] В.С. Пышнов - (1901—1984) — российский советский ученый, специалист по аэродинамике самолета.
[37]М.К. Тихонравов – (1900 - 1974) — советский инженер, конструктор космической и ракетной техники, сподвижник С. П. Королева.
[38] Ю.А. Победоносцев - (1907 — 1973) — советский ученый, конструктор ракетной техники.
[39]Фото в составе переданных в фонд документов не обнаружены.
[40]В. Л. Расторгуев — советский летчик-испытатель. В 1931 г. окончил Высшую летно-планерную школу в Коктебели и остался в ней летчиком-инструктором. Установил ряд всесоюзных и мировых рекордов по планерному спорту. Погиб при испытании самолета с жидкостным реактивным двигателем.