Виртуальная выставка «Каким он парнем был…». К 85-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина
Виртуальная выставка:" Чемпион мира и человек науки".
Публикация:"Из истории Группы изучения реактивного движения".
Публикация:"Московская планерная школа".
Гуманитарная составляющая жизни. К 90-летию доктора технических наук, профессора, основателя школы космического транспортного машиностроения Александра Кемурджиана.

Александр Леонович Кемурджиан (1921-2003) – выдающийся отечественный инженер-конструктор, основатель отечественной школы конструирования планетоходов. Создатель первых в мире планетоходов Луноходов, Марсоходов. управляемых и автономных аппаратов, применявшихся в особо сложных условиях на Земле (его робот СТР-1 применялся при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС), в том числе и "ползолет" – боевая дозорно-разведывательная машина на воздушной подушке. Он – автор более 200 научных трудов, в том числе шести монографий. Доктор технических наук (1971), профессор (1977), лауреат Ленинской премии (1973).
Родился А.Л. Кемурджиан 4 октября 1921 г. в г. Владикавказе. В 1940 г. поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана[А]. В 1942 г. добровольцем ушел на фронт. С 1943 г. и до конца войны находился в действующей армии, участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, Вислы, Десны и Одера. За участие в боевых действиях он был награжден орденами Красной Звезды (1944 г.), Отечественной войны (1945 г., 1995 г.), несколькими медалями, в том числе и медалью "За боевые заслуги". В 1946 г. А.Л. Кемурджиан демобилизовался, а в 1951 г. с отличием окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана и был направлен на работу во ВНИИ-100 (будущий ВНИИтрансмаш)[Б]. Занимался исследованиями фрикционной бесступенчатой передачи в трансмиссиях военных гусеничных машин. В 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1959 г. возглавлял отдел новых принципов передвижения. Под его руководством проводились работы по созданию и исследованию аппаратов на воздушной подушке.
С 1963 по 1973 гг. А.Л. Кемурджиан руководил (с 1963 г. назначен руководителем, а с 1969 году – заместителем директора и главным конструктором ВНИИтрансмаша) работами по созданию самоходного автоматического шасси луноходов, малого марсохода. Под его руководством в институте сформировалось новое направление – космическое транспортное машиностроение. Были разработаны основы теории, конструирования и испытаний планетоходов. Начиная с 1970 г. А.Л. Кемурджиан не раз представлял нашу науку на международных симпозиумах и конференциях.
Заслуги А.Л. Кемурджиана нашли достойное признание: награжден орденом Ленина (1971), Почетным дипломом ФАИ (Международной авиационной Федерации) (1971): решением Международного астрономического союза в 1997 г. его именем "Кемурджиан" названа малая планета Солнечной системы № 5993, его имя внесено в книгу "Выдающиеся люди XX века" ("Outs tending People of the 20th Century"), изданную международным биографическим центром в г. Кембридж в Великобритании. Он был членом нескольких международных научных обществ – Планетарного общества (США), Европейского геофизического общества (Германия), членом-корреспондентом Комиссии по исследованию космического пространства (Франция). Скончался А.Л. Кемурджиан 25 февраля 2003 года в Санкт-Петербурге.
В публикуемую подборку включены хранящиеся в Российском государственном архиве научно-технической документации (РГАНТД) автобиографические документы, фотографии (в том числе времен Великой Отечественной войны), воспоминания о встречах с народным артистом М.И. Жаровым в Малом театре, письма А.Л. Кемурджиана журналисту Я.К. Голованову, фрагменты переписки с художественным руководителем Академического Малого театра Ю.М. Соломиным, а также статья, посвященная испытаниям российского марсохода в Калифорнии. Документы публикуются с сохранением орфографических и стилистических особенностей оригиналов. В квадратные скобки заключена информация, установленная при подготовке публикации. Фотографии сканированы Е.С. Иванченко.
Публикацию подготовили Л.В. Успенская и Т.П. Дёмина.
[А] МВТУ им. Н.Э. Баумана – Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, один из старейших втузов и крупнейший учебный и научно-исследовательский центр СССР в области машиностроения и приборостроения. Основан в 1830 как ремесленное училище. Ныне "Московский государственный технический университет им. И.Э. Баумана – один из крупнейших технических университетов в России, один из ведущих технических вузов Европы, научный центр.
[Б] ВНИИтрансмаш – Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения, образован в 1949 году на базе опытного завода, создававшего в годы Великой Отечественной войны танки и самоходные артиллерийские установки. Деятельность института была направлена на развитие военных гусеничных машин, создание шасси планетоходов, оборудования для космических исследований.
В последние годы накопленный научно-технический потенциал института активно используется при разработке подвижного состава и систем железнодорожного транспорта.
Александр Леонович Кемурджиан[1]
О СЕБЕ
(непроизнесенная речь на юбилее)
1920 год. Мои родители, еще совсем молодые люди (отцу 22, матери 19) ветрами гражданской войны вместе с XI Армией, куда отец записался добровольцем, были заброшены во Владикавказ, где меня и угораздило родиться 4 октября 1921 года.
Но настоящей родиной я считаю Баку, где мои родители осели, когда мне было 5 лет. Здесь прошло мое детство, здесь я окончил школу, отсюда я уехал учиться в Москву.
Сегодня, с высоты моего возраста, я отчетливо понимаю, что именно здесь сформировался мой характер, мои привычки, мои нравственные и моральные устои, моя любовь к русской литературе, и вообще я сформировался там как человек, хотя во всех последующих этапах моей жизни обстоятельства и люди, с которыми я общался, формировали и воспитывали меня. А так как из 75 лет моей жизни я 45 провел во ВНИИТРАНСМАШе, станет ясно, что ВНИИТМ существенно меня "сделал".
В Баку существенную роль в моем формировании сыграл мой школьный учитель, преподаватель русского языка и литературы, Иван Осипович Серов. На всю жизнь привил он мне любовь к Пушкину и Лермонтову. Но, конечно, главная роль в моем формировании принадлежит моим родителям. Они не имели высшего образования, но были глубоко интеллигентны. Не лекциями, не беседами, а своим образом жизни, своим повседневным поведением, своим бытом они утверждали такие понятия, как человечность, честность, нравственность, трудолюбие, патриотизм.
А жили мы трудно. Ни отец, ни мать не имели никакой специальности. Зарабатывали они мало. Я помню, как в голодные 30-е годы, когда в Баку была карточная система, мать посыпала меня частенько на рынок продавать часть хлеба, получаемого нами по карточкам.
В Баку я начал работать, еще будучи школьником, а в 1939 году я работал на Азербайджанском Радио (прошу не путать с "Армянским Радио") русским диктором.
С началом войны меня, в числе других студентов танкового факультета, направили работать на танковую ремонтную базу, где я слесарил до эвакуации института в Ижевск. А после работы, по ночам, мы дежурили на крыше ЦАГИ[2] и ловили "зажигалки". Я был свидетелем трагических дней 14-16 октября, когда ожидали сдачи Москвы, когда в Москве была паника. В начале 1942 года я ушел в армию, попал в 162 Средне-Азиатскую стрелковую дивизию войск НКВД[3] и вместе с нею отправился на фронт.
Но почему в 1942, а не сразу с началом войны? Пытался, но не получалось. Дело в том, что я был "белобилетник", т.е. был негоден к воинской службе по состоянию здоровья, да на студентах оборонных специальностей МВТУ была бронь, запрещающая брать их в армию. И мне с большим трудом удалось уже в Ижевске, куда было эвакуировано МВТУ, обмануть медицинскую комиссию и проникнуть в Ленинградское Артиллерийское Техническое Училище, которое тоже было эвакуировано в Ижевск. А оттуда уже, пройдя 6-месячный курс обучения, был направлен в 162 дивизию. Из МВТУ меня не отпускали, я не был отчислен и я всю мою войну носил в кармане гимнастерки студенческий билет и зачетную книжку. Когда я вернулся в МВТУ в 1946 году мне оценки ставили в той самой довоенной зачетной книжке. Поэтому в моем дипломе было написано, что я поступил в 1940 году, а окончил в 1951, т.е. я учился в МВТУ 11 лет!
Я рассказываю обо всем этом для того, чтобы показать не каков был я, а каков был средний нормальный молодой человек, выросший и воспитанный в Советском Союзе. Патриотизм, Интернационализм, бескорыстный труд – это были черты, присущие нормальному комсомольцу предвоенных лет.
На фронте я был в пехоте, в 224 стрелковом полку 162 стрелковой дивизии. Курская дуга, Украина. Белоруссия – форсирование Десны, Днепра, Вислы, Одера. Закончил войну в Германии.
За войну я сделал головокружительную карьеру – от лейтенанта до старшего лейтенанта!
И вновь МВТУ. Здесь я должен добрым словом вспомнить моих наставников: декана танкового факультета Михаила Ильича Зайчика[4], заведующего кафедрой Михаила Константиновича Кристи, сменившего его Виктора Алексеевича Иванова, моих студенческих друзей [Н.А.] Забавникова и [Б.А.] Пылова, ставших затем преподавателями кафедры. Все они преподали мне не только танковую науку, но и науку человечности.
Можно рассказать много историй, связанных с ними, но чего стоит хотя бы такой случай: мы с моим покойным другом Виленом [Давидовичем] Лубенским[5] должны были защищать на заседании Совета в 1957 году в МВТУ кандидатские диссертации. Это было последнее заседание в этом учебном году. Кворума не набиралось. Мы дали телеграмму Виктору Алексеевичу, который был в Белоруссии в воинской части со студентами на практике и он примчался, едучи "зайцем" (с билетами тогда было трудно) и защита состоялась. Близкие, почти дружеские отношения сложились у меня с профессором Владимиром Николаевичем Прокофьевым[6], читавшим нам курс гидропередач. Два последних года учебы в МВТУ я параллельно учился в Университете Марксизма-Ленинизма[7]. Владимир Николаевич – также (этот Университет был в основном для преподавателей МВТУ). Так вот, на выпускных экзаменах он сидел рядом со мной и добросовестно пользовался моими шпаргалками. Отмечу, что к этому времени все экзамены ему я давно уже сдал и действия эти с моей стороны были вполне бескорыстными.
В студенческие годы я вошел в сферу искусства. 2,5 года я работал в Академическом Малом театре – играл на гармошке (правда, на губной, я научился этому на фронте). С губной гармошкой я, и один и с созданным мною ансамблем, выступал на многих основных подмостках Москвы – в Колонном зале, в Зеленом театре, в Большом Зале московской консерватории, в театре Станиславского и Немировича Данченко и во многих других местах. Говоря между нами, эта губная гармошка довела меня до женитьбы: я ездил в Ригу в составе концертной бригады московских студентов и там зацепился за студентку, которая и есть теперешняя Валда Яковлевна.
По окончании МВТУ, в сентябре 1951 года я прибыл во ВНИИ-100, с которым была связана вся моя дальнейшая судьба. Принимал меня на работу знаменитый Андрей Павлович Покровский[8]. Поработав немного в отделе моторных установок, затем в отделе трансмиссий и в отделе тягачей, я по поручению тогдашнего директора Петра Климентьевича Ворошилова[9] организовал отдел "Новых принципов движения" (N 25). С этим отделом я прошел весь свой дальнейший путь во ВНИИТМ.
Надо сказать, что почти все время я был связан с какими-либо нетрадиционными делами: после некоторого времени занятий высокотемпературными системами охлаждения танковых двигателей и затем гидромеханическими трансмиссиями я занимался бесступенчатыми фрикционными передачами, машинами на воздушной подушке, льдоскалывающими машинами для уборки улиц Ленинграда, трикотажными машинами, ну и, наконец, планетоходами, что стало главным делом моей жизни.
В июле 1963 года к нам приехал представитель ОКБ-1[10] Владимир Петрович Зайцев[11]. (Мы появились в сфере внимания Сергея Павловича Королева[12] по рекомендации нашего общего министра Сергея Алексеевича Зверева). С ним, конечно, для контроля был и некий чиновник из министерства. Директор - [В.С.] Старовойтов[13] пригласил меня для участия в беседе, в ходе которой нам было сделано предложение разработать луноход. Василий Степанович поручил мне эту работу. А в сентябре 1963 года к нам поступило письменное указание из Главка организовать работы с целью определения возможности создания лунохода. Но мы их уже организовали. (Надо сказать, что впоследствии, вероятно в связи с тем, что работы по космосу выделились в отдельное министерство и С.П. [Королев] стал "чужим", отношение Главка резко изменилось и делалось все, чтобы работу эту прекратить, вплоть до писем в Ленинградский обком партии. Старовойтову дали понять, что степень его порядочности по отношению к танковой отрасли будет оцениваться по тому сумеет ли он закрыть "космику" в институте. Соответственно и в нашем институте у многих отношение к космической тематике было ревниво-отрицательное). Для проработки этого необычного для нас задания мною вначале была сформирована небольшая (со мною – пять человек) группа. В нее вошли [В.К.] Мишкинюк, [И.И.] Розенцвейг, [А.В.] Мицкевич и вернувшийся в августе в отечественное лоно [В.И.] Комиссаров. Все держалось в страшном секрете. Это была группа первопроходцев осмысливавших задание и соображавших, что надо сделать, чтобы его выполнить. Постепенно на эту работу перекачивался весь 25-й отдел. С привлечением специалистов из других отделов вопрос был изучен, сделаны конструкторские проработки, проведены некоторые экспериментальные исследования и определены проблемы. Все это было доложено С.П. [Королеву], который посетил наш институт 31 мая 1964 года вместе со своими ближайшими соратниками – М.К.Тихонравовым[14], С.С. Крюковым[15], начальником отдела Молодцовым и, конечно, В.П.Зайцевым. А в июле 1964 года был выпущен отчет: "Определение возможности и выбор направления в создании самоходного шасси аппарата Л-2". Этот отчет действительно определил пути дальнейшего развития этих работ. В нем были рассмотрены:
- компоновочные схемы
- узлы (электропривод, трансмиссия, гусеничный и колесный движители и др.)
- весовой анализ
- плавность хода
- ТСС – проходимость
- ПРОП – прибор для определения свойств грунта
- программа и методика наземных испытаний
- материалы и смазки. Проблема работы в вакууме
- долговечность движителя
- исходные данные для тягового расчета
- компоновочные схемы машины повышенной надежности
- предложения по ТЗ
- организация работ (в том числе строительство специализированного корпуса, испытательного полигона, мероприятия по организационному и материальному обеспечению, кооперация).
В итоге были сделаны выводы:
"Т.о …можно считать возможным поручение ВНИИИ-100 работ по созданию шасси аппарата Л-2" и далее: "Работы по Л-5… также могут быть поручены ВНИИ-100".
"Работы должны выполняться по постановлению ЦК и СМ, в котором должно быть предусмотрено и материальное обеспечение".
Главными направлениями в организации работ были: КАДРЫ, КООПЕРАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО КОРПУСА. Все эти вопросы решались с трудом, но решались. Численность наращивалась. 30 сентября 1964 года (т.е. вскоре после выпуска указанного отчета) приказом директора в отдел 25 было переведено из других отделов 28 человек, в том числе такие сложившиеся специалисты, как [Г.Н.] Корепанов, Коган, [П.С.] Сологуб, [П.Н.] Бродский, [М.Б.] Шварцбург. Некоторые продолжали сотрудничать с нами, оставаясь в своих отделах, как, например, А.П. Софиян[16], заслуга которого в нашем становлении весьма велика. Он сформировал методы исследования лунного грунта, предложил схему прибора ПРОП, что легло в основу всех наших работ в этом направлении, вплоть до наших дней.
Успешно развивались кооперация. Здесь особо надо сказать о тех, кто вводил нас в новые для нас понятия, новые отрасли. Это – проектирование летательных аппаратов, работа систем в космических условиях (в частности узлов трения), космическая радиоэлектроника. Поименное перечисление будет длительным, но мне хотелось бы вспомнить добрым словом покойных ныне профессоров И.И.Черкасова и И. [В.] Крагельского и, к счастью, здравствующего ныне B.С. Троицкого.
Среди учителей, приобщивших нас к стилю, принятому в космической технике, нужно обязательно выделить военпреда Энгельса Александровича Секержицкого. Организация производства, методология отработки конструкции и предъявления заказчику, да и сам подход к культуре производства – вот круг знаний, которых мы у него набирались. Уже через год, в мае 1965 года был выпущен второй отчет – эскизный проект самоходного шасси.
Все перечисленные выше работы выполнялись по договору с ОКБ-1 (С.П. Королев). Но в конце 1965 года C.П. [Королев] передал работы по луноходу в ОКБ им. Лавочкина[17], и в ноябре 1965 года был заключен первый договор с ОКБ Лавочкина.
В ОКБЛ работа no-существу началась заново и развернулась со всей полнотой, необходимой для реализации этого грандиозного замысла. Ведь луноход – это не только самоходное шасси, это – весь комплекс технических средств, необходимых для движения аппарата без человека, проведения научных экспериментов на Луне, это – и создание средств доставки и посадки лунохода и создание наземных средств управления и связи.
Работа с ОКБЛ была для нас большой школой. Тут решающую роль сыграл опыт самолето- и ракетостроения, который был у ОКБ им. Лавочкина и личные качества и высокий профессионализм Главного конструктора Георгия Николаевича Бабакина[18] и его талантливых коллег.
При разработке лунохода бьли определены и решены проблемы, связанные с его созданием.
ЧТО ПОМОГЛО НАМ СПРАВИТЬСЯ С ЭТИМИ ПРОБЛЕМАМИ?
1. Мы были "в среднем" молоды. Энтузиазм, здоровье, гордость и благодарность за доверие, здоровое честолюбие – это огромная сила, которая в сочетании с опытом и знаниями старших товарищей дает большой эффект. В некоторых случаях нам помогало то, что мы не знали, что "так делать нельзя" и поэтому успешно делали (как, например, с гироскопическим датчиком крена и дифферента в Луноходе-1).
2. Мы опирались на высокую – квалификацию основного коллектива института.
3. Высокая квалификация нашего опытного производства, технологов, рабочих, своевременное освоение ими новых технологий.
4. У директора института В.С. Старовойтова была твердая рука, властное умение подчинить деятельность всех служб конкретным задачам и срокам, требование неукоснительной исполнительской дисциплины.
Возвращаясь к теме нашей относительной молодости я, хотел бы обратить внимание на следующее: У меня, которому было поручено возглавлять эту работу к тому времени было всего 12 лет стажа инженерной работы, хотя было уже от роду 42 года. А у большинства исполнителей и того меньше. И были совсем молодые.
Мы регулярно брали на работу молодых специалистов. По-памяти, средний возраст нашего отдела был около 27 лет. Мы наращивали мускулы, увеличивали численность (ведь параллельно мы начали заниматься Марсом). К 1974 году в отделе был 201 человек. Из 138 ИТР нашего отдела молодых специалистов было 30, а всего лиц моложе 30 лет было 62 человека. Многие из них, те, кто остался до сегодняшнего дня, стали уникальными специалистами, маститыми Мэтрами, имеют своих учеников, а некоторые стали большими руководителями.
МНЕ ЛИЧНО эта работа дала не только становление как инженера и как руководителя, как главного конструктора, но, ЧТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО, я приобрел новых интересных знакомых, многие из которых стали моими добрыми друзьями. САМОЕ ЯРКОЕ ЯВЛЕНИЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ – это общение с двумя замечательными людьми СЕРГЕЕМ ПАВЛОВИЧЕМ КОРОЛЕВЫМ И ГЕОРГИЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ БАБАКИНЫМ. Последняя встреча с С.П. [Королев] была у меня 30 декабря 1965 года. Он назначал встречу со мной, Бабакиным и Старовойтовым сразу после Нового года, добавив при этом, что хотя, наверное, надо провести ее не раньше, чем числа десятого, так как ему предстоит небольшая, легкая операция. "Нужно удалить полипы. А, впрочем, не хочется думать об этом перед праздниками". Как вы понимаете, встреча эта не состоялась.
Мне казалось, что у меня была дружба и с теми, кто был старше меня, и с теми, кто был рядом и с моими подчиненными. Сегодня я имею возможность оценить истинную чистоту и бескорыстие этой дружбы. Время отделило зерна от плевел. Да и среди моих ближайших соратников оказались люди, у которых теперь, когда я стал не тем, кем был раньше, проявилось их истинное лицо.
Я много уделил времени рассказу о космических делах. Это потому, что это – звездные часы моей жизни. О дальнейшем моем пути рассказывать незачем. Я был у всех на виду.
Сегодня я переживаю вместе со всеми моими соратниками за судьбу нашей тематики, за судьбу нашего коллектива. Надо приспособиться и выжить. Будущее, я уверен, все же за нами.
И вот что я хотел бы еще заметить: Нам сейчас помогает заграница, мы работаем на них. Но надо помнить "бесплатных пирожных не бывает". Отдавая результаты своего труда, не поддавайтесь подначке - "этого не может быть" и не раскрывайте квинт-эссен-цию вашего творчества, не продавайте себя, свои мозги, а только результаты творчества.
Я желаю вам всем успехов.
И разрешите заключить мое выступление небольшим стихотворением-раздумьем.
Прошедших лет несу я бремя,
И хочешь этого иль нет
Отсчитывает вечно время
Судьбы безжалостный брегет!
Но не сдаюсь, долой смятенье!
И пусть себе часы идут,
В движеньи – жизнь, и без сомненья
Возьму и этот я редут!
РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.66. Л.2-11. Компьютерная распечатка с рукописными вставками автора.
Письмо А.Л. Кемурджиана журналисту Я.К. Голованову.
Я получил Вашу короткую записку, подтверждающую, что мое последнее послание до Вас дошло. Действительно, я уже получил ранее от Вас сообщение об этом. А то, что Вам передали мое письмо от 15 января только сейчас, убеждает меня, что писать Вам надо на Переделкино. Что я и делаю.
Переписываемся мы редко и это правильно, так как я представляю, в какой закрутке и в творческой и в организационной Вы находитесь и мне не хочется Вас обременять моими письмами.
Однако, помня Вашу фразу в одном из писем, что Вас интересует обо мне все, решил не ограничиваться сообщением, что я получил Ваше письмецо, но и рассказать кое-что.
ИТАК:
1. 27 июня у меня и моей супруги Валды Яковлевны была "Золотая свадьба". Валде Яковлевне, как женщине, с более эмоциональным складом "нутра", захотелось отметить эту дату торжественно, во Дворце бракосочетаний. Я не препятствовал. И это произошло. Правда, 2-го июля, в воскресенье, в день и время, которые оказались свободными в графике Дворца.
Все было здорово, со всеми полагающимися процедурами, с вручением памятной медали, свидетельства, музыкой, фуршетом и т.д. (И это было как бы компенсацией за то, что 50 лет назад все состоялось весьма прозаично). Собрались наши родственники, друзья, сослуживцы. И даже приехали близкие друзья (конечно, те, кто смог) из других городов и даже из нынешнего зарубежья (из Риги). Я хотел, чтобы приехали те, кто принимал участие в нашей женитьбе в Москве в 1950 году, но из этой категории друзей смог приехать только мой еще двоенный однокашник по МВТУ Владимир Шмидт[19] (сын академика Отто Юльевича Шмидта[20]). Не смог приехать академик Константин Колесников, с которым мы четыре года прожили на соседних койках в общежитии в Бригадирском переулке (кстати, это очень интересный человек, настоящий народный самородок, крестьянский паренек, сделавший себя академиком).
При подготовке церемонии во дворце бракосочетаний у меня попросили биографическую справку. Я ее сделал. Посылаю ее Вам, может быть Вам будет интересно ее прочитать.
2. Я с удовольствием читаю Ваши публикации в "Комсомольской правде" (а я выписываю эту газету по-моему всю жизнь). Ваши "записки", конечно, достойны отдельного издания. А Ваша заметка по поводу предстоящего юбилея МВТУ дала мне новую, интересную информацию. О "зазорных младенцах я слышу впервые". (Недавно я встречался с ректором "ВОЕНМЕХа[21]" [Ю.П.] Савельевым[22] и он мне рассказал, что, оказывается, и их институт начинался с "Дома призрения").
Об МВТУ я бы мог Вам рассказать кое-что интересное, в частности, о 1946-47 г.г., когда я был свидетелем кадровой "чистки" с кровопусканием. Но это - при встрече, если она все-таки состоится. Пока из Ваших угроз приехать в Ленинград ничего не состоялось. А может быть Вы надумаете приехать на 30-летие Лунохода? Мы сейчас думаем, как отметить эту годовщину в Санкт-Петербурге и не дать Москвичам опять растворить нас в их величии. Мы были бы очень рады Вашему участию.
А теперь снова об МВТУ. Я периодически приезжаю на различные мероприятия, которые там проводят (то юбилей кафедры, то юбилей факультета, о юбилей нашего выпуска, то просто чей-то юбилей) и каждый раз, если появляется настроение, сочиняю какие-нибудь вирши. Конечно, эти сочинения носят "семейный" характер. Но, вот, одно из этих сочинений я решил Вам послать. Это мое выступление в МВТУ когда отмечали его 150-летие.
Это не стихотворение. Я избрал для поздравления бытовавшую когда-то форму шутливой расшифровки аббревиатуры М-В-Т-У (помните? Мы-Вас-Тут-Угробим, или Мощным-Войдешь-Тощим-Уйдешь и т.д.), но в обе стороны - и справа налево тоже. Деятелям из МВТУ я передал в свое время этот текст, но я не заметил, чтобы они на него "клюнули". А мне нравится!
Пожалуй, на этом надо в этот раз остановиться.
Извините за многословие. Так уж получилось, но переделывать не хочу.
20.07.2000
Санкт-Петербург
РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.68. Л.20-21. Авторизованная компьютерная распечатка. Автограф.
Биографическая справка на семью Кемурджиан
Кемурджиан Валда Яковлевна. Девичья фамилия – Курмит.
Родилась 30 марта 1927 года в г. Даугавпилс, Латвия. Отец и мать – служащие. В январе 1940 г. отец умер.
А в июне 1940 году Латвия была присоединена к СССР. Мать продолжала работать, чтобы содержать семью.
В 1941 году Валда окончила шестой класс и поехала в пионерский лагерь на Рижском взморье.
Когда началась война все дети из пионерских лагерей, находившихся на Рижском взморье, были эвакуированы. Специальный эшелон с детьми был направлен вглубь страны. Но эшелон разбомбили, часть детей погибла, а остальные пошли пешком дальше.
В конце концов, дети оказались в Татарии, в деревне "Большие Мингеры". Был создан латышский детский дом для эвакуированных детей, в котором Валда пробыла до освобождения Латвии. В детдоме она училась в латышской средней школе и одновре-менно преподавала в младших классах.
Детдом имел свое подсобное хозяйство в 105 гектаров, которые дети сами обрабатывали. Продукция с этого подсобного хозяйства шла на улучшение питания детей.
В 1944 году, когда Латвия была освобождена, Валда вернулась в Даугавпилс в свою семью к маме, тете и бабушке. Тут она закончила даугавпилскую среднюю школу и в 1945 году поступила в Латвийский Гос. Университет в Риге на архитектурный факультет.
В 1950 году, еще будучи студенткой, Валда познакомилась со студентом МВТУ Александром Кемурджианом, приехавшим в Ригу в составе московской студенческой группы на зимние каникулы. Это было в феврале. А в июне, находясь в Москве на студен-ческой производственной практике, она зарегистрировала с ним свой брак. И уже в апреле 1951 г. на свет появился маленький Владимир.
В 1952 году, окончив университет, переехала к мужу в Ленинград по распределению на работу архитектором в организации "Ленгражданпроект".
Там она проработала до 1984 года, когда ушла на пенсию и посвятила себя семье.
Член Союза Архитекторов. Занималась проектированием сельских населенных пунктов Ленинградской и Калининградской областей, на Целине в Оренбургской области и в Башкирии. Она ездила туда в самый разгар "Целинной эпопеи".
Имеет правительственные награды: медаль "За доблестный груд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.", медаль "Ветеран труда" и медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г."
А ТЕПЕРЬ КОЕ-ЧТО ОБО МНЕ: Я, Кемурджиан Александр Леонович, родился 4 октября 1921 года в г. Владикавказе. Это были завершающие годы Гражданской войны. Родители мои были военнослужащими и поменяли после этого несколько мест жизни и работы. С 1927 года жили в Баку.
В 1939 году закончил среднюю школу, затем некоторое время работал русским диктором на Азербайджанском Радио, а в 1940 году стал студентом Московского Высшего Технического училища им. Баумана.
С началом войны пытался уйти в Армию, как и большинство молодых людей того времени. Мне не удавалось это сделать, так как я был "белобилетником", т.е. освобожден от воинской службы по состоянию здоровья (а кроме того я учился на такой специальности, на которую распространялась "бронь" Министерства Обороны). В октябре 1941 года вместе с училищем переехал в г.Ижевск. Там мне удалось уйти добровольцем в армию и после шестимесячного обучения в артиллерийском училище был направлен в действующую армию. Воевал в пехоте. Курская Дуга, Белоруссия, Польша, форсирование Днепра, Десны, Вислы, Одера.
Войну закончил в Германии. В 1946 году демобилизовался и вернулся для продолжения учебы в МВТУ им, Баумана в Москву.
Будучи студентом, увлекался художественной самодеятельностью и на этой почве познакомился со своей будущей женой - был в Риге в составе бригады художественной самодеятельности московских студентов.
Как упоминалось выше, 27 июня 1950 г, мы с Валдой Яковлевной поженились. Это происходило в Москве во время приезда ее на студенческую производственную практику. Она жила в пре-доставленном им на время практики общежитии железнодорожного института, а я в своем общежитии института им, Баумана.
Не было никаких торжественных церемоний. Мы просто зашли в ЗАГС, нас зарегистрировали и мы разъехались каждый в свое общежитие. Вот так мы начинали.
В 1951 году закончил институт и был послан по распределению в Ленинград на работу во ВНИИТРАНСМАШ в качестве инженера-механика. И опять же жил в общежитии. Но постепенно все пришло в норму – и квартирные проблемы, и семейные (в 1952 году Валда Яковлевна переехала в Ленинград и семья наша воссоединилась).
А дальше мы жили жизнью обычной молодой семьи. Оба работали, растили сына, постепенно обзаводились бытом, получили квартиру.
Я много работал и занимался научной и конструкторской деятельностью, стал профессором, доктором технических наук. Когда мне исполнилось 70 лет я перешел с должности главного конструктора – заместителя директора института ВНИИТРАНСМАШ на должность главного научного сотрудника, а сейчас я – почетный главный научный сотрудник и член Совета ВНИИТРАНСМАШ и дополнительно – профессор-консультант С[анкт]-П[етербургского] политехнического университета.
Что касается званий и регалий, то я – действительный член Академии Космонавтики России, лауреат Ленинской премии (за разработку самоходного шасси советского Лунохода).
В 1986 году участвовал в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, за что был награжден орденом Мужества.
Имею и другие правительственные награды, как боевые (ордена Отечественной войны, Красной звезды и др.), так и гражданские (ордена Ленина, Почета).
Инвалид Отечественной войны и инвалид Чернобыля.
Может быть, представляет интерес также то, что моим именем названа одна из малых планет (планета KEMURDJIAN), а международный биографический центр в Кембридже включил меня в число "ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ XX ВЕКА", на что имеется соответствующий сертификат и что отражено в выпущенном им энциклопедическом томе.
Наши с Валдой Яковлевной увлечения в основном общие. В 1957 году мы получили садовый участок и до сих пор увлекаемся этим делом. У Валды большая любовь к разведению цветов. И дома и на садовом участке – цветы, цветы, цветы.
Более четырех десятков лет мы имеем постоянные абонементы в Большой зал Филармонии. Мы любим путешествовать. До того, как нам стало возможным выезжать за границу мы изъездили страну вдоль и поперек – от Байкала до Карпат и от Соловков до Средней Азии и Кавказа.
Ну, а потом пошла Европа – Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Венгрия, Австрия. Довольно много пришлось мне поездить и по Америке.
В числе моих увлечений всегда были ФОТО- и КИНОсъемки и автомобиль, так что от наших поездок накопилось много памятных материалов.
От нашего корня есть продолжение. Это – сын, Владимир. Он инженер. Его жена Лариса Михайловна, которая преподает в Педагогическом университете им. Герцена. Их дочь (и соответственно наша внучка) Вероника, родившаяся в 1978 году. В этом месяце Вероника закончила Санкт-Петербургскую ветеринарную Академию. И еще одна дочка (внучка) Наталья, рождения 1973г, Она в свое время закончила Педагогический институт им. Герцена по специальности "математика и информатика". Наталья замужем. Ее муж – Иван Валентинович Гуменюк родился в 1967 году. Он программист. У Натальи и Ивана есть замечательный сынишка Максим, которому уже 2 года.
И должно быть понятно, что наш ПРАВНУК МАКСИМ – это самый главный человек среди нас. Вот такова наша семья сегодня.
Итак, у Валды Яковлевны и Александра Леоновича Кемурджиан 27 июня 2000 года – ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА. Прошло 50 лет. И, несмотря на некоторые сложности и трудности, это были в целом счастливые годы!
Биографическую справку составил Александр Кемурджиан
7 июня 2000 г.
Автограф.
Вариации на тему МВТУ
МВТУ
УТВМ
Мечтали Вы Туда Устроиться.
Устроились. Тяжело. Временами Муторно.
Мы Все Трудились Успешно,
Успевали Также Веселиться Маленько,
Методически Воевать с Тысячей Учителей!
Усовершенствуя Таланты Всех Модификаций,
Метались, Волынили, Торопясь, – Успели!
Утомлённые Трудностями Всё же Методически
Мечты Выполнили. Тут же Упорхнули.
Ушли Толковыми Высококвалифицированными Машиностроителями,
Механиками, Вычислителями, Транспортниками, Управленцами,
Уважающими Тонкую Власть Мысли.
Мы Выполняем Такую Установку:
"Упрощенно Трудиться Всякий Может –
Мысль Вначале!" Такому Учили.
Учили Творчеству, Воспитывали Мышление,
Мужество, Волю, Трудолюбие, Устремлённость.
Успешно Трудимся Везде Мы.
Многие Вышли Толковыми, Умудренными,
Универсальными Технарями, Великанами Мысли,
Мудро Впередсмотрящими.
Товарищи, Утверждаю: Уверен Твёрдо – Вырастет Множество Молодых, Выдающихся, Талантливых Учеников! Успехов Тебе, Вечно Молодое
Московское Высшее Техническое Училище!
Александр Кемурджиан, выпускник 1951 года.
Это – вторая редакция (14.11.80). Первая редакция была написана 8 декабря 1978 года
РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.66. Л.1. Авторизованная компьютерная распечатка.
Письмо А.Л. Кемурджиана журналисту Я.К. Голованову.
Дорогой Ярослав Кириллович!
Я обещал послать Вам мою переписку с Ю.[М.] Соломиным[23]. Посылаю Вам мое письмо, воспоминания о встрече с М.И. Жаровым[24] и ответ Соломина.
Вообще надо отметить, что я всю жизнь каким-то боком прикасался к гуманитарной составляющей жизни. В школьные годы участвовал в художественной самодеятельности, затем работал диктором на Азербайджанском радио, на фронте научился играть на губной гармошке и затем с успехом участвовал (в студенческие годы) в концертной жизни Москвы, выступая с сольными номерами на губной гармошке (впоследствии я выступал с созданным мною ансамблем губных гармошек, например, в концертном зале Чайковского[25]), увлекался стихотворчеством (это отдельная страница моей жизни. Мои сотрудники к моему 60-летию преподнесли мне сюрприз - сделанную в одном экземпляре книженку моих стихов. А к 75-летию - второй "том". Тематика у меня самая разнообразная - от детских до лирических, от гражданских до мемуарно-фронтовых, есть иронически-шутливые, о нашей институтской жизни и т.д. В начале 80-х годов я написал "Песню ветеранов 162 дивизии", которую мы пели на встречах. А на праздновании 40-летия 65 Армии эту песню исполнял в Колонном зале в Москве ансамбль под управлением Мисаилова, который и музыку сочинил. А недавно моя приятельница студенческих времен сочинила музыку к романсу, который я посвятил моей жене. Мне музыка здорово нравится. И т.д.)
Несколько слов по поводу Ваших публикаций.
В двух "Заметках современника"[26] Вы пишете о Камчатке, о Генрихе[27] и упоминаете обо мне. Мне хотелось бы сказать Вам о некоторых неточностях. То ли Генрих Вам неточно рассказал, то ли Вы его не так поняли. Но при чтении Вашего текста создается впечатление, что макет Лунохода работает на бензине. Это не совсем так. На макете стоял аккумулятор, а для его подзарядки использовался бензо-зарядный агрегат, кажется на базе пилы "Дружба"[28]. Иногда, когда это позволяли обстоятельства, кабель, который был длинный, не отключался от аккумулятора, подзаряжая его на ходу, а иногда Луноход с аккумулятором находился в автономном плавании. Потребление бензина для работы бензоагрегата было очень маленьким. И, конечно, 25 тонн горючего, наверное, были нужны или для полета вертолетов, которые все время подбрасывали нам грузы и людей…
И еще: в журнале "Полет"[29], издаваемом издательством "Машиностроение" вышла моя статья "От Лунохода к Марсоходу", которая, как мне кажется, должна быть вам интересна. Поскольку Вы, как я знаю, в дружеских отношениях с Радзевичем[30], Вам не представит труда получить этот журнал или хотя бы посмотреть. Поэтому я не посылаю Вам его копии.
Во всех этих трех материалах есть существенные повторения, но кое в чем они дополняют друг друга.
И последнее: В седьмом номере журнала "Техника молодежи"[31] вышла моя статья о забытой странице истории нашей техники о наших работах по машинам на воздушной подушке. Дело в том, наш институт (а я был руководителем этих работ) первым в СССР провел работы по сухопутным боевым машинам на воздушной подушке. Естественно, работы эти были закрытыми и поэтому о них мало кто знал. А теперь много пишут о морских, речных аппаратах (и десантных и спасательных) и я посчитал необходимым восстановить историческую справедливость и рассказать о том, что было 40 лет назад.
Мне кажется, что это может быть Вам интересным, так как Ваши журналистские научные и технические интересы гораздо шире, чем только космос.
Посылаю Вам копию из журнала.
Пишу я Вам редко, но работы задал Вам сейчас, наверное, не на один вечер.
Желаю Вам всего доброго!
Творческих успехов Вам! Ваш Александр Кемурджиан
17.11.1999
Ленинград
РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.68. Л.8-10. Авторизованная компьютерная распечатка. Автограф.
Воспоминания А.Л. Кемурджиана "Как я встретился с народным артистом СССР М.И. Жаровым".
1946-й год. Я только что демобилизовался из армии и восстановился на втором курсе Московского Высшего Технического Училища (МВТУ) им. Баумана. Чтобы дальнейшее было понятно, надо рассказать о следующем:
Во время пребывания на фронте (я воевал в пехоте, в 224-м стрелковом полку 162-й стрелковой дивизии) я научился играть на губной гармошке. Как это случилось - это тоже довольно любопытно, но это, как говорится, другая история.
Так вот, однажды я выступил на институтском вечере художественной самодеятельности и стал сразу популярной личностью, так как оказалось, что этот жанр был достаточно оригинальным в то время (это определило и мою "карьеру" в мире художественной самодеятельности Москвы. Я выступал в различных сборных концертах на различных сценах - в Колонном зале Дома Союзов, в зале им. Чайковского, в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко[32] и др.). На одном из концертов, у нас в МВТУ, ко мне подошла женщина (это была Ирина Тихоновна Белоконь, концертмейстер Малого театра[33], которая, видимо, подрабатывая, занималась с нашим институтским хором) и сказала, что в театре готовится спектакль "Русский вопрос" и им очень нужен человек, умеющий играть на губной гармошке. Они не смогли найти в Москве такого человека и это большая удача для них, что она на меня наткнулась. Поэтому она просит меня придти в театр и играть для этого спектакля.
Я довольно долго и упорно сопротивлялся, ибо в институте было пропущено пять лет, надо было восстанавливать забытое, а впереди начинается зачетная сессия. Однако под ее нажимом и под напором моих товарищей по студенческому общежитию я все же согласился и зав. Музыкальной частью театра Натан Львович Фишман[34] представил меня Михаилу Ивановичу Жарову. Встреча происходила в помещении детского театра (в основном здании театра шел ремонт, который уже заканчивался. Впоследствии репетиции и сами спектакли шли уже на основной сцене) в его арт. уборной. Михаил Иванович послушал, как я играю и сказал: "Годится! Завтра - на репетицию".
Я опешил! Как завтра, да еще в 10 часов утра! А занятия? Но все же я пришел.
По ходу спектакля М.И. Жаров должен был играть на губной гармошке мелодии, которые его герой, журналист Боб Мерфи, слышал, встречаясь с советскими войсками на Эльбе в конце войны. Это была его придумка. Задача ставилась так: в первом акте Жаров опускает монету в музыкальный автомат и пытается подыграть на гармошке какой-то типичной американской мелодии, у него не получается и он с досадой прячет гармошку в карман. Во втором акте, в третьей картине, Жаров наигрывает мелодию "Офицерского вальса". В четвертой картине основные герои подтанцовывают и поют "Нам не страшен серый волк", а Жаров играет эту мелодию.
Придя на репетицию, я оробел. Я увидел корифеев Малого театра - Жаров, Зубов[35], Царев[36], Зеркалова[37]! Я не помню уже всех, кто участвовал в спектакле (все-таки прошло уже 33 года, да и мне все же 77). Вспоминаю еще Ксению Ивановну Тарасову[38]. Мы с ней много лет спустя (я уже жил в Ленинграде) встретились в поезде, в "Красной стреле"[39], и пол ночи проговорили, вспоминая то время.
На первой репетиции я долго просидел, пока дождался своей очереди, затем дунул разок в гармошку и на этом моя "репетиция" закончилась. Тогда я обратился к М.И.: "Я не могу столько времени тратить, мне надо учиться. Да и потом, толку от таких репетиций мало". Жаров предложил нам встречаться отдельно, вдвоем. Так оно и было. И окончательно мы репетировали уже когда спектакль был на выходе.
А выглядело на сцене это так: Жаров подходил к боковому краю (это было и справа и слева), стоял рядом с боковой кулисой, делал вид, что играет на губной гармошке, а я играл. И надо сказать, что у нас так слаженно получалось, что все думали, будто Жаров играет сам.
Вскоре, когда я немного освоился, я предложил М.И. самому извлечь из гармошки какие-нибудь звуки впервой картине. Ведь по замыслу у него не получается подыграть, а "не получается" он и сам может изобразить. Он согласился и я стал приезжать лишь к началу второго акта.
Так это продолжалось два с половиной года. Сначала спектакли шли почти каждый день, потом все меньше и меньше. Мне было интересно и я с удовольствием этим занимался. Да и для моего кармана поддержка была существенная - я получал за каждый спектакль 75 рублей!
О Михаиле Ивановиче Жарове у меня остались самые теплые воспоминания. Он запомнился мне добрым и внимательным человеком. Во всяком случае, так было по отношению ко мне. Он понимал, что студенту лишние деньги не помешают и старался для концертов выбирать такие сцены, где я должен был участвовать. А когда на радио шел, как тогда говорили, монтаж спектакля, опять-таки были выбраны сцены с моим участием. Также было и при записи спектакля на пленку (тогда это называлось "тонфильм"). Я не помню всех концертов, на которые Жаров меня привлекал. Кажется, как-то раз мы выступали в редакции газеты "Вечерняя Москва"[40].
Однажды я обратился к М.И. с просьбой помочь мне получить два билета в театр. Тогда это было проблемой. Так вот, когда мы возвращались после радиоспектакля, уже на улице, у здания Центрального телеграфа, отойдя довольно далеко от меня. Он прокричал (видимо, забыв сказать мне об этом раньше) - "Я помню, помню! Не беспокойтесь, все будет сделано!" И, конечно, потом он за эти билеты денег с меня не взял.
Однажды, в конце лета, возвращаясь с поездки на юг, я привез пару прекрасных дынь, с которыми пришел к М.И. домой (естественно, предварительно созвонившись). Он жил тогда в доме на улице Горького, невдалеке от Елисеевского магазина. В конце нашей встречи М.И. снял с полки книгу Н.А. Некрасова ("Избранное" в одном томе) и подарил мне, сделав на титульном листе трогательную дарственную надпись. Эта книга и сейчас хранится в моей библиотеке.
Вот так знаменитый артист Михаил Иванович Жаров отнесся ко мне, студенту второго курса!
А теперь - несколько курьезных моментов того периода.
1. К концу первого сезона моей работы в Малом театре проявилось несоответствие между временем окончания учебного года в институте и программой театра. Мне надо было ехать в Цхалтубо по путевке, выданной в институте, а спектакли шли почти до самого конца месяца. Дело кончилось тем, что часть спектаклей перенесли на начало месяца (не помню, то ли два, то ли три), а мне взяли билет на самолет, чтобы выиграть еще несколько дней. Я собирался ехать, естественно, поездом, а это тогда – несколько суток.
Невольно вспоминается рассказ Зощенко "Кто главный в театре"!
2. Я приезжал в театр к началу второго акта, когда спектакль уже шел. И вот однажды, приехав, я заметил, что в театре - в служебных помещениях, в коридоре, где находились гримуборные и в других местах - находится много посторонних людей. Как выяснилось, в театр приехал И.В. Сталин. Когда наступило время мне занять позицию у первой кулисы, я пошел в направлении стены, засунув руку в карман, чтобы достать губную гармошку. За мной рванулся один из "служащих", чтобы помешать мне. Я бросил ему: "Не мешайте" и быстро вытащил руку, чтобы показать, что кроме гармошки у меня в руках ничего нет. Обошлось! Но перетрусил я уже потом.
3. Вскоре после передачи по радио спектакля "Русский вопрос" я пришел в кассу радиокомитета для получения гонорара. Она находилась тогда в здании рядом с кинотеатром "Россия". Кассир спросил мою фамилию (а она у меня, как известно, нестандартная) и долго не мог ее найти в списках. Несколько раз переспрашивал меня - когда это было, какая передача и т.д. И, наконец, спросил, "А кто еще с вами был?". А я этак небрежно ему отвечаю: "Со мной?! Жаров, Царев, Зеркалова…" У кассира мгновенно изменилось выражение лица и через несколько секунд я был найден и деньги получены. Вот так-то!
Вот, пожалуй, и все, что можно было бы кратко вспомнить об одном из памятных эпизодов моей молодости - о встрече с популярным Народным артистом СССР Михаилом Ивановичем Жаровым.
Лауреат Ленинской премии СССР
Кемурджиан Александр Леонович.
Январь 1999г.
Санкт-Петербург
РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.66. Л.12-15. Авторизованная компьютерная распечатка.
Автограф.
Письмо А.Л. Кемурджиана директору Малого театра Ю.М. Соломину.
Академического Малого театра
Ю.М. Соломину
Я давно порываюсь рассказать Вам, как во времена моей молодости я встретился с Михаилом Ивановичем Жаровым. Мне почему-то кажется, что Вам это должно быть интересно. Вряд ли кто-нибудь помнит, что в 1946-1949 г.г. М.И. Жаров в спектакле "Русский вопрос"[41] "играл" на губной гармошке. Да и не это самое главное. Важнее другое: человеческие качества Михаила Ивановича, как он отнесся к, в общем-то, эпизодической, случайной личности в его жизни - молодому студенту второго курса МВТУ им. Баумана.
Хотя я понимаю, что несмотря на то, что для меня это воспоминание дорого, для других это может быть совершенно не интересно. Ведь все это весьма субъективно.
И если окажется, что это так, забудьте о том, что я Вам написал. Но если у Вас появится интерес и Вы захотите задать мне какие-нибудь вопросы, я всегда к Вашим услугам.
А. Кемурджиан
20 января 1999 г.
РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.68. Л.11. Авторизованная компьютерная распечатка.
Автограф.
Ответ директора Государственного академического малого театра Ю.М. Соломиниа на письмо А.Л. Кемурджиана.
Благодарим Вас за интереснейшие воспоминания, связанные с историей постановки нашего спектакля "Русский вопрос" и за сердечные, теплые слова, адресованные Михаилу Ивановичу Жарову, который на протяжении многих десятилетий был ведущим и одним из самых любимых артистов нашей труппы. Описание Вашей совместной работы с М.И. Жаровым и Ваши воспоминания о нем как о замечательном артисте и человеке для нас очень дороги. Тем более, что прислали Вы нам их в год столетнего юбилея прекрасного артиста, который состоится 27 октября 1999 года.
Еще раз искренне благодарим Вас за добрую память. Желаем Вам, Александр Леонович, крепкого здоровья, успехов в работе и творческого вдохновения.
Художественный руководитель
Малого театра Ю.М. Соломин
Автограф на бланке Государственного академического
Малого театра.
РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.68. Л.12. Копия.
Об испытаниях российского Марсохода в Калифорнии (миссия "Мохави-92")
1. Когда Лу Фридман[42] в прошлом году высказал впервые идею проведения испытаний советского Марсохода в США, я не очень хорошо представлял, о чем идет речь. А зачем это надо? Вот вопрос, который сразу возник. К тому времени у нас было уже несколько экспедиций на Камчатку. Мы успешно проводили там испытания самоходного шасси Лунохода в различных условиях (по грунту и рельефу) на вулканической местности достаточно молодого возраста. Несколько лет назад были также проведены испытания в песках пустыни Кара-Кум в Туркмении.
Но Фридман развил идею и постепенно стало ясно, что такие испытания могут быть интересны и полезны.
Действительно: 1) Прежде всего есть большой смысл в накоплении информации о движении Марсохода в разнообразных условиях.
Если бы можно было на Земле найти такое место, о котором можно было бы сказать - "Это - Марс" – все было бы гораздо проще. На самом же деле о каждом месте, выбранном для испытаний, правильней сказать: "Это немножко Марс". Накопление таких "немножко Марсов" и должно составить мозаичную картину надежности движения Марсохода на Марсе и, с другой стороны, составить копилку сведений, необходимых для проектирования и планирования управления движением.
И, кроме того, каждые такие испытания разнообразят проверку заложенных идей и самой конструкции.
2) Мы приблизились к такому моменту, когда отдельные системы, обеспечивающие движение Марсохода, пора складывать вместе и проводить их комплексные испытания. Это и техническое зрение, и радиосвязь, и дистанционное и программное управление, и безопасность движения. Естественно, сюда же относятся и силовые приводы и различные бортовые датчики и т.д.
Это требует соответственно большое количество участников из нескольких стран и достаточно сложные действия, чтобы собрать всех и обеспечить им условия работы и жизни.
Для нас это все было бы связано с проблемами.
3) Пребывание в другой стране открывает дополнительные возможности по установлению контактов, как личных так и деловых и научных. Причем важно, что не только мы узнаем полезное для себя об американцах, но и большее количество американских ученых инженеров, деловых людей и общественности узнают о нас.
Таковы основные соображения, делающие оправданными и целесообразными эти испытания. Для нас. Вероятно, есть причины и у американцев считать для себя полезным проводить эти испытания в США. Но об этом судить они лучше смогут сами.
2. Действительность подтвердил мои ожидания, но во многом и превзошла. Научно-технические результаты будут изложены в специальном отчете, но кое о чем можно сказать и здесь.
Прежде всего надо сказать, что к большому нашему удовлетворению самоходное шасси Марсохода, включая блок управления движением, работало безукоризненно. Но это не только визитная каточка конструкции. Его работу обеспечивали компетентные специалисты:
Валерий Громов - руководитель лаборатории, в которой родилась нынешняя схема самоходного шасси;
Валерий Ивашкин - инженер-механик, опытный водитель Марсохода;
Николай Кузнецов - инженер-электрик, ответственный за электрическую и электронную части самоходного шасси;
Александр Попов - слесарь-механик, который своими руками изготовил многие части шасси и собрал его.
В районе дюн было проверено движение на подъем по сыпучему песку. На крутом склоне было продемонстрировано расширение возможностей Марсохода с помощью колесно-шагающего режима движения. Предметом анализа также было качество соблюдения заданных курсов, фактическая скорость движения по песку, достаточность мощности (тяговых свойств) силовой установки и движителя, качество выполнения маневров.
Одновременно шел процесс отладки телевизионных систем и радиоуправления.
Работа на дюнах была непродолжительной, но насыщенной. Значение этого, первого, дня испытаний было велико. Эта была первая проверка в "боевых" условиях и техники, и всей организации работ, и нас самих.
Да, мы тоже подверглись испытаниям жарой, и это было довольно далеко не просто.
Поучительным для нас было то, как блестяще была организована все работа. Было продумано все до мелочей. Каждый знал свое место в общем ансамбле и четко представлял, что ему надо делать. Быстро и четко было осуществлено развертывание экспедиции. Блестящая организация работ позволила, начав утром испытания, полностью выполнить программу, свернуть весь лагерь и успеть к вечеру прибыть в следующий пункт работы - Долину смерти.
Мы увидели, как умеют работать американцы, мы увидели "американский стиль".
В этом большая заслуга группы обеспечения, но особенно хотелось бы отметить женщин из "Планетного общества".
У нас в России есть такое выражение: "Женщины - это большая сила". В Америке, оказывается, тоже так. Уверенные, быстрые, деловые Charlene, Sarah, India, Susan - жаль, что я не запомнил имена всех этих прекрасных сотрудниц.
Последующие испытания в Долине смерти позволили проверить работу Марсохода в других условиях - по склон холма с хаотически расположенными камнями и неровностями разной величины.
Здесь кроме проверки ходовых качеств удалось провести комплекс работ по телевизионным системам и управлению.
Успешно работали американская, французская и венгерская аппаратура.
3. Как говорилось выше, технические результаты предполагается изложить в специальном отчете. Но сейчас можно сказать: проведенные испытания - успешный первый шаг в обширной программе по комплексной экспериментальной отработке конструкции Марсохода.
Но эти испытания дли нам пищу для размышлений по улучшению конструкции, мы лучше почувствовали некоторые слабые места. Нам есть над чем поработать к следующим испытаниям.
И это - еще один полезный результат.
4. Один из выводов: Важным результатом является то, что была отработана методика и приобретен опыт совместных испытаний.
Сложившаяся международная группа получилась удачной и может служить базой для дальнейшего, дополняться новыми творческими участниками.
5. О микророверах. Американцы показали несколько своих работ по созданию микророверов. Можно приветствовать это направление. Несомненно в будущем ему принадлежит заметное место.
Как известно, первые советские микророверы были посланы на Марс в 1971 и 1973 годах. И в настоящее время мы ведем работы в этом направлении. Поэтому нам было интересно посмотреть, что сделано у американцев, мы увидели интересные работы, как в части механических систем, так и в части программных и аппаратурных решений. Интересна была попытка совместной работы микророверов и Марсохода.
Не все получилось так, как было задумано. Но надо помнить, что это были первые публичные шаги "ребенка" и надо думать, шаги эти окрепнут и микророверы будут ходить уверенно и надежно.
Я думаю, что это направление нужно непременно развивать и наше сотрудничество в создании микророверов для будущих планетных исследований будет полезно и России и США.
6. Один из важных результатов Миссии Мохави-92 - это расширение контактов. Этому немало способствовало хорошо организованное планетным сообществом распространение информации об этих испытаниях. Наблюдение за испытаниями представителей аэрокосмической промышленности и встречи с представителями некоторых фирм и университетов США, приезд Главного администратора NASA[43] г-на Голдина (Daniel Goldin)[44] - все это способствовало лучшему пониманию нашего уровня и наших технических возможностей, развитию мыслей о том, что наше партнерство может быть обоюдовыгодным.
И уже сегодня мы видим результаты этого. Они проявятся в конкретных шагах американской стороны в организации нашего партнерства.
Иногда в печати появляются сообщения о том, что не все в США являются сторонниками нашего партнерства в области космической техники. Если это действительно так, Миссия Мохави-92 работала на ослабление этой позиции.
Что же касается журнально-газетных и теле-радио-репортажей, то их было немало и, конечно, они помогли значительному количеству американцев узнать о нас.
Хотелось бы только, чтобы репортажи были точны. Но журналисты - это журналисты. Так, в одной из статей мне были приписаны слова о том, что испытания на Камчатке в прошлом году были неудачны.
Это – искажение моих слов. Я имел в виду, что во время посещения камчатки группой Фридмана погода была неблагоприятная, что несколько мешало полетам.
Испытания самоходного шасси Марсохода на Камчатке в 1991 году были проведены нашим институтом результативно. И именно результаты этих испытаний, как предыдущих, позволили подготовить Марсоход для успешной работы его в Миссии Мохави-92.
7. В целом испытания Мохави-92 были полезны для будущего планетных исследований (и для Марса, и для Луны) и, мне кажется, войдут в историю, как первые совместные испытания США и России в области планетоходостроения.
РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.67. Л.11-14. Авторизованная компьютерная распечатка.
Опубликовано: Журнал The Planetary Report №1 январь-февраль 1993 г.
[1] Здесь и далее курсивом выделены рукописные вставки.
[2] ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского, крупнейший государственный научный авиационный центр России. Основан 1 декабря 1918 года в Москве Н.Е. Жуковским на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчетно-испытательного бюро (РИБ).
[3] НКВД - Народный комиссариат внутренних дел СССР, центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1934-1946 годах, впоследствии переименован в МВД СССР.
[4] Зайчик Михаил Ильич (1905-1977) - крупный ученый и конструктор в области гусеничных и колесных машин. Основатель и первый декан танкового факультета МВТУ им. Баумана. С 1957 по 1977г. заведовал кафедрой Тяговых машин. Сделал большой вклад в создание теории лесных тяговых машин. Автор учебников, учебных пособий, монографий и научных статей. Создал школу высококвалифицированных специалистов в области лесотранспортной техники. Подготовил 18 кандидатов наук. Лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, профессор.
[5] Лубенский Вилен Давидович (1926-1975) - ученый и конструктор. Разработал танковую бесступенчатую трансмиссию. Участвовал в создании методики оценок обитаемости объектов БТТ, методики расчета машин на воздушной подушке; в создании танков Т-64, Т-72, БМП-1, БМП-2. Работал во ВНИИтрансмаш в должностях от инженера-конструктора до начальника отдела. Руководил испытаниями различных объектов по оценке их обитаемости. Один из авторов разработки системы защиты от оружия массового поражения. Автор более 30 научных работ и изобретений. Ученый секретарь НТС и совета по присуждению ученых степеней.
[6] Прокофьев Владимир Николаевич - крупнейший специалист в области гидромеханических передач и объемного гидропривода, автор более 280 научных тудов (включая 13 монографий), 10 из которых опубликованы за рубежом. Вел большую общественно-научную работу: пять лет работал в секции политехнических и оборонных ВУЗ'ов МВ и ССО РСФСР, был председателем комиссии по гидроприводу Госкомитета СССР по науке и технике, затем в Госкомитете по автоматизации и машиностроению. Работал в экспертной комиссии по машиностроительным специальностям ВАК СССР в качестве ее председателя. Был членом Президиума НТС и председателем секции гидравлического, пневматического и смазочного оборудования НТС, а также Председателем Координационного совета по специальности "Гидропривод и гидропневмоавтоматика" Миноборонпрома и Минвуза СССР. За работы в области развития ракетно-космической техники он был награжден памятными медалями академика С.П. Королева и Ю.А. Гагарина.
[7] Университеты марксизма-ленинизма - одна из форм высшего звена системы партийного просвещения. Создавались с 1938 года как форма идейно-теоретической подготовки кадров, их марксистско-ленинского воспитания.
[8] Покровский Андрей Павлович (1902-1976). Работал в Украинском НИИ ДВС (1931) в должностях от инженера-конструктора до заместителя начальника испытательной станции. Был прикомандирован к Кировскому заводу для доводки двигателя В-2 (1939). Работал на челябинском Кировском заводе (1941) помощником главного конструктора по моторостроению, на заводе № 100 (1943-1945) помощником начальника, затем начальником моторного отдела, экспериментально-исследовательского отдела и зам. главного конструктора. Работал в Германии (1945-1948). Во ВНИИтрансмаш работал в должности зам. начальника отдела двигателей и моторных установок (1949-1976). Руководил работами по созданию стендовой базы и оснащению стендов современными измерительными средствами. Заведовал научно-техническим кабинетом (музеем) ВНИИтрансмаш. Лауреат Сталинской премии (1951).
[9] Ворошилов Петр Климентьевич (1914-1984), генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Работал инженером, затем начальником отдела в Главном автобронетанковом управлении РККА (1938). Участвовал в работах Челябинского Кировского завода при проектировании, изготовлении и испытаниях тяжелых танков КВ, ИС и САУ (1941-1945); зам. главного конструктора Челябинского Кировского завода (1946); зам. главного конструктора Ленинградского Кировского завода и одновременно, зам. главного конструктора филиала завода № 100 (1948); зам. директора, главный инженер института, первый зам. директора ВНИИ-100 (1949); директор ВНИИ-100 (1951). Под его руководством были созданы новые подразделения (отдел проектирования новых машин, отдел артиллерийских самоходных орудий, отдел плавсредств и др.), выполнялись крупные комплексные работы и работы по совершенствованию и созданию новых узлов и систем машин - танковых воздухоочистителей, высокотемпературных систем охлаждения двигателей, систем снижения акустических шумов и др.; проводились проектные изыскания по перспективным танкам и артиллерийским самоходным орудиям, были начаты оригинальные работы по применению на ВГМ принципа движения на воздушной подушке и использованию реактивного вооружения на танках. С 1960 г. занимал различные генеральские должности в МО СССР.
[10] ОКБ-1 - Опытно-конструкторское бюро 1, одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности. Основано в 1946 как ОКБ-1 (в дальнейшем именовалось ЦКБЭМ и НПО "Энергия"). Разработчик и производитель первого искусственного спутника Земли, автоматических станций, запущенных к Луне, Венере, Марсу, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций.
[11] Зверев Сергеей Алексееевич (1912-1978), советский государственный деятель, министр оборонной промышленности СССР (1965-1978). Герой Социалистического Труда (1972). Награжден шестью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета". Лауреат Ленинской премии (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1971).
[12] Королёв Сергеей Паавлович (1906(1907)-1966), советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям впервые в мире был осуществлён запуск искусственного спутника Земли и первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года. Дважды Герой Социалистического Труда. Награждён тремя орденами Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями. Академик АН СССР. Лауреат Ленинской премии. Почётный гражданин города Королёв.
[13] Старовойтов Василий Степанович (1919-2002), инженер-конструктор, доктор технических наук (1973), профессор (1981). Лауреат Ленинской премии (1967). По окончании МВТУ (1941) направлен в отдел № 3 (рук. М. Ф. Балжи) КБ ЧТЗ. С 1942 ведущий конструктор группы, с 1943 начальник конструкторской группы по проектированию новых образцов танкового вооружения. Участвовал в модернизации танка КВ, проектировании ИСЗ. С 1948 конструктор ВНИИ-100. В 1970-1991 вел преподавательскую деятельность на кафедре гусеничных и колесных машин Петербургского государственного технического университета. Автор 154 научных работ и 18 изобретений, которые засекречены. Награжден орденами Красной Звезды (1945), Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" (1999), медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945), золотой медалью имени С. П. Королева (1973), медалью "25 лет космической эры" (1982), Почетной медалью Красносельского р-на г. С.-Петербурга (1999).
[14] Тихонравов Михаил Клавдиевич (1900-1974), советский конструктор в области ракетостроения и космонавтики, доктор технических наук (1958), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961). После окончания Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского (1925) работал на ряде авиационных предприятий. В 1932 начальник бригады в ГИРД, с 1934 начальника отдела РНИИ. Руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе (1933). Занимался исследованием ЖРД, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами. С середины 1940-х годах работал над проблемами проектирования высотных ракет. Участвовал в создании первых ИСЗ, КК, межпланетных КА. Одновременно вёл преподавательскую работу в МАИ им. С. Орджоникидзе (с 1962 профессор). Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968). Ленинская премия (1957). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.
[15] Крюков Сергей Сергеевич (1918-2005), конструктор ракетно-космической техники. В 1946 г. был принят в ОКБ-1 лично С.П.Королёвым и сразу командирован в Германию. При самом непосредственном участии С.С.Крюкова были спроектированы практически все ракеты, созданные в ОКБ-1. В 1977 г. приглашен Генеральным конструктором В.П.Глушко в качестве первого заместителя в НПО "Энергия"; непосредственно участвовал в работах по комплексу "Энергия"-"Буран". Доктор технических наук, Герой социалистического труда, Лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии.
[16] Софиян Артем Петрович (1929-1986), доктор технических наук, профессор. Видный ученый в области проектирования ходовых частей танков и БМП и проходимости ВГМ на различных типах несущих оснований. Работал во ВНИИтрансмаш (1957-1986). Им создана теория взаимодействия систем "машина - основание" во всем многообразии условий наземной среды и местностях. Разработаны критерии оценки проходимости ВГМ, классификация внешней среды и местности применительно к задачам проходимости. Под его руководством и при его непосредственном участии созданы методы, приборы и стендовые установки для проведения испытаний по проходимости ВГМ, разработаны и созданы ходовые макеты, использующие дополнительную реактивную тягу. Автор 117 научных работ и 43 изобретений. Под его руководством подготовлено 5 кандидатов наук.
[17] ОКБ им. Лавочкина - Опытно-конструкторское бюро имени С.А. Лавочкина, предприятие российской ракетно-космической промышленности. Создано в 1937 г. как авиационный завод Народного комиссариата оборонной промышленности СССР на базе бывшей мебельной фабрики. Приказом НКОП №0121 от 1 июня 1937 г. заводу был присвоен №301. После смерти Генерального конструктора С.А.Лавочкина, решением Правительства, ОКБ-301 получило новое наименование - Машиностроительный завод имени С.А.Лавочкина. В 1965 г. предприятие было передано в Министерство общего машиностроения СССР и стало заниматься созданием космических систем связи, спутников, спускаемых аппаратов по исследованию планет. С 1971 г. именовалось как Научно-производственное объединение имени С.А.Лавочкина. В настоящее время - Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина".
[18] Бабакин Георгий Николаевич (1914-1971), разработчик космической техники, в частности, "Лунохода", специалист в области управления беспилотными летательными аппаратами. Герой Социалистического Труда, член-корреспондент АН СССР. С 1949 Бабакин занимался вопросами развития отечественной авиационной и космической техники. В 1957 окончил Всесоюзный заочный электротехнический институт связи. С 1965 главный конструктор КБ. Под руководством Бабакина созданы серии КА для исследования Луны и планет Солнечной системы типа "Луна", "Венера" и "Марс", в том числе ИСЛ, ИСМ, "Луноход-1", "Луна-16", и "Луна-20", доставившие на Землю лунные породы. Лауреат Ленинской премии (1966). Бабакину присуждена медаль Национального Центра космических исследований Франции. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем Бабакина назван кратер на Луне.
[19] Шмидт Владимир Оттович (1920-2008), профессор, кандидат технических наук.
[20] Шмидт Отто Юльевич (1891-1956), советский учёный, математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира (1928), исследователь Севера. Профессор (1924). Академик АН СССР (1935, член-корреспондент с 1933), АН УССР (1934). Один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-1942). Основатель и зав. кафедрой высшей алгебры (1929-1949) физико-математического - механико-математического факультета МГУ. В 1930-1934 годах руководил арктическими экспедициями на ледокольных пароходах "Седов", "Сибиряков" и "Челюскин". В 1930-1932 гг. директор Всесоюзного арктического института, в 1932-1938 гг. начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). С 1939 по 1942 гг. вице-президент АН СССР. Герой Советского Союза, награжден орденом Ленина, медалью "Золотая Звезда".
[21] Балтийский государственный технический университет "Военмех" имени Дмитрия Федоровича Устинова - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального подчинения. Основан в 1932г.
[22] Савельев Юрий Петрович (1937), советский и российский учёный-ракетостроитель, российский политический деятель. Ректор Военмеха (1987-2002). Доктор технических наук (1976), профессор (1978). Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (2002-2003). Депутат Государственной думы РФ (2003-2007). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, юбилейной медалью "300 лет Российскому флоту", медалями "В память 300-летия Санкт-Петербурга", "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
[23] Соломин Юрий Мефодьевич (1935), советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1988), художественный руководитель Государственного академического Малого театра, театральный педагог, общественный деятель. Занимал пост Министра культуры Российской Федерации (1990-1992 гг.). Профессор, член Союза кинематографистов России, Президент Ассоциации русских драматических театров, Президент Фонда "Покровский собор на Красной площади", член-корреспондент Российской Академии образования.
[24] Жаров Михаил Иванович (1900 (1899)-1981) - российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1949). Лауреат государственной премии СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1974).
[25] Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского - основная площадка Московской Государственной Филармонии. Был открыт 12 октября 1940 года.
[26] "Заметки вашего современника" - Москва, изд. "Доброе слово", 2001г. В трех томах. Одна из самых популярных работ Ярослава Голованова, которая охватывает почти полвека жизни автора. Включает в себя все - от анекдотов до портретов знаменитостей, от космических секретов до едкой критики нравов наших дней.
[27] Штейнберг Генрих Семёнович (1935) российский вулканолог. Директор Института вулканологии и геодинамики РАЕН. С 1969 г. по настоящее время редактор международного журнала "Modern Geology" (Нью-Йорк - Лондон - Париж - Токио - Монреаль).
[28] "Дружба" - модель бензопилы.
[29] "Полет" - общероссийский научно-технический журнал. Издается с 1998 г.
[30] Радзевич Степан Павлович - доктор технических наук, профессор. Работает в автомобильной промышленности (Detroit, USA). Является автором/соавтором более 400 опубликованных научных работ, 28 из которых - монографии, брошюры, учебные пособия, а также более 150 авторских свидетельств и патентов на изобретения.
[31] "Техника молодёжи" - ежемесячный научно-популярный и литературно-художественный журнал. Издаётся с июля 1933 года.
[32] Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко образовался в 1941 году, когда были объединены две оперные труппы, основанные выдающимися деятелями сценического искусства Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.
Главный ("господский") дом городской усадьбы графов Салтыковых, построенный в XVIII веке, лёг в основу современного здания театра.
[33] Государственный академический Малый театр России - драматический театр расположенный в Москве, один из старейших театров России. Открылся 14 октября 1824 года.
[34] Фишман Натан Львович (1909-1986) Музыковед. Редактор-составитель, автор многих статей. Заслуженный работник культуры РСФСР (1968). Доктор искусствоведения (1968).
[35] Зубов Константин Александрович (20 сентября 1888 - 22 ноября 1956) Актер, режиссер. Народный артист СССР (1949), лауреат Сталинских премий (1947, 1948, 1951г.).
[36] Царёв Михаил Иванович (1903-1987) - советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Сталинской премии второй степени (1947) и Государственной премии СССР (1969). Председатель правления Всероссийского театрального общества (1964-1986). Член ВКП(б) с 1949 года.
[37] Зеркалова Дарья Васильевна (1901- 1982) - драматическая актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1937), Народная артистка РСФСР (1947). Сталинская премия второй степени (1946).
[38] Тарасова Ксения Ивановна (1904-1995) Актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР.
[39] "Красная стрела" - скорый фирменный поезд № 1/2 сообщением Москва - Санкт-Петербург.
[40] Вечерняя Москва - ежедневная российская вечерняя газета. Выходит с 1923 года.
[41] Русский вопрос - спектакль по одноименной пьесе Константина Симонова.
[42] Лу Фридман (Lou Friedman) - исполнительный директор Планетарного Общества и руководитель миссии Космос-1.
[43] НАСА (англ. NASA - National Aeronautics and Space Administration) - национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства - агентство, принадлежащее федеральному правительству США, подчиняющееся непосредственно вице-президенту США, ответственное за гражданскую космическую программу страны. НАСА было создано в 1958 г. путём усиления и переименования агентства НАСА в рамках "космической гонки" после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли.
[44] Дэниел Саул Голдин (Daniel Saul Goldin) (1940) В 1992 г. был назначен администратором NASA, оставался им при трех президентах (Буше-отце, Клинтоне и Буше-сыне). Голдин является членом Национальной академии инженеров и Американского института аэронавтики и астронавтики. В 1993 г. Лауреат Премии Джона Кеннеди по астронавтике, премии "Пионер космоса". В 1998 г. журнал Aviation Week & Space Technology присудил Голдину премию за выдающиеся достижения в авиации и астронавтике. В 2001 г. посол Франции в Вашингтоне вручил ему знаки офицера Почетного легиона.