Виртуальная выставка «Каким он парнем был…». К 85-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина
Виртуальная выставка:" Чемпион мира и человек науки".
Публикация:"Из истории Группы изучения реактивного движения".
Публикация:"Московская планерная школа".
Док. № 2. Тезисы доклада директора Экспериментального театра Санпровета Мосздрава, врача А.З. Народецкого на XI Всесоюзном съезде бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей, состоявшемся в мае 1928 г. «Санитарное просвещение через сцену»

Тезисы доклада директора Экспериментального театра
Санпровета Мосздрава, врача А.З. Народецкого[1]
на XI Всесоюзном съезде бактериологов, эпидемиологов
и санитарных врачей, состоявшемся в мае 1928 г.
«Санитарное просвещение через сцену»
(Опыт работы Московской организации)
Вступительная часть
I. Санитарное просвещение через сцену, как метод работы, заняло соответствующее место среди общей культурно-просветительной работы в клубах.
Признание прессы, общественных и профессиональных организаций важности и своевременности выявления в художественно-театральной форме вопросов оздоровления труда и быта и борьбы с социальными заболеваниями.
II. Опыт работы Московского театра Санпросвета показал полную возможность выявления в той или иной художественно-театральной форме вопросов санитарной культуры.
Организация
III. Московский театр Санпросвета – центр, организующий санитарное просвещение через сцену.
Жизнеспособность театра доказана возрастающим спросом мест на его продукцию и развитием влияния театра на клубную работу и самодеятельные кружки.
(Краткая биография театра и его работ)
Подход театра к своей организационной структуре как к художественной передвижке, обязанной обслуживать любую площадку при любых условиях.
(Организационная структура театра и спектакля)
Художественная установка театра: разрешение спектакля в стиле бытового реализма, динамики действия и наипростейшего режиссерского рисунка.
(Художественные принципы работы)
Идеологическая установка театра на возможность художественного выявления любого мотива санитарной культуры в соответствующей театральной форме, с заострением внимания на моментах общей профилактики.
(Идеология театра)
Формы работы театр
IV. Обыденная работа с санитарными судами[2] теряет свое значение в настоящее время.
Санитарный суд имеет успех, когда освещает ударные вопросы сегодняшнего дня, с непременным заострением фабульной интриги, распылением экспертизы в наиболее яркие места судебного следствия и импровизационным подходом актеров к своим ролям. Постановка суда должна быть натуралистична.
V. «Живая газета»[3] в целом для московской организации имеет свое историческое прошлое, как несомненный фактор крупной санитарной просветительной работы в клубах и кружках. При определенных условиях места и времени действия, квалификации аудитории и ударности кампании – «живая газета» имеет значение и в процессе сегодняшней стройки.
Санитарно-просветительская «живая газета», в практике работы, выявила свои особенности: театрализацию формы, борьбу с шаблоном, глубокую актерскую проработку текста, осмысленное режиссерское построение сценических положений. Форма «живой газеты» удобна для разрешения в ней мельчайших и труднейших вопросов санитарии и гигиены.
Особое значение форма «живой газеты» приобретает в работе периферических кружков.
VI. Санитарный концерт, являясь наиболее легкой формой санитарного просвещения через сцену, может быть хорошо использован в тех случаях, когда аудитория сильно переутомлена предыдущей работой (заседания, общие собрания и т.д.).
Программа санитарного концерта должна составляться так, чтобы специальные номера, идущие в определенной последовательности и тематике, чередовались с номерами общехудожественного значения.
Концертная программа способна в пении, чтении, музыке, танце и сценке осветить любые вопросы санитарной культуры.
VII. Работа с санитарно-просветительскими пьесами имеет свои неоспоримые преимущества перед работой с другими формами санитарного просвещения через сцену:
1) Художественно сделанная пьеса имеет возможность завуалировать свои агитационно-пропагандистские цели.
2) Драматургически талантливо построенная пьеса не разрешает вопросы в конечном итоге агитационными фразами (суд, "живая газета"), а создает такую драматическую ситуацию, которая сама по себе диктует зрителю правильные выводы.
3) Художественная пьеса не занимается формальной агитацией, а убеждает разум и чувство зрителя незаметно для него самого (санитарное воспитание).
4) Зритель, получивший эстетическое удовольствие от хитросплетения интриги, положений героев, декоративного оформления и т.д., уходит со спектакля радостным, довольным, с желанием еще раз посетить спектакль театра санитарного просвещения.
5) Работа над пьесой имеет глубокое культурно-воспитательное значение и для актеров и кружковцев, занятых в ней.
К санитарно-просветительскому репертуару возможно приспособить целый ряд пьес общехудожественного значения.
Специальная санитарно-просветительская пьеса должна писаться продолжительностью не более полутора-двух часов чистого действия, с идеологическим подведением итогов (конкретные выводы), с разделением не более чем на три-четыре действия, сюжет пьесы должен браться в бытовом разрезе.
Прежде чем приступить к проработке пьесы, освещающей тот или иной вопрос, режиссер и актеры должны быть детально ознакомлены с научной и общественно-социальной стороной данного вопроса.
Работа с кружками
VIII. Органическое развитие интереса кружков на местах к санитарному репертуару неразрывно связано с высокой квалификацией санпросветрепертуара и санитарного театра.
IX. Санитарно-драматические кружки при районных домах санитарного просвещения и на местах в клубах имеют свое огромное значение как организованные ячейки: 1) самообрабатывающиеся в санитарно-просветительском разрезе; 2) несущие общественно полезную работу.
X. Настойчивая работа с любительскими драмкружками по санитарному просвещению дала положительные достижения и в организационном, и в художественном смысле. Продукция кружков: пьеса, «живая газет», инсценировка используются районными домами санпросвета в их работе на местах с постоянным успехом.
Особым вниманием должна быть отмечена работа с пионерскими кружками при домах-коммунах, показавшая себя как работа санитарно-воспитательная и организующая «трудных ребят».
Окружение работы театра
XI. Постановки театра санитарного просвещения должны организовывать и сосредотачивать мысль аудитории в нужном направлении.
Краткое, ясное и ударное вступительное слово врача, исходящее из сущности показываемой пьесы, отнюдь не затрагивающее ее содержания и схемы – прекрасно помогает этим целям.
В «живых газетах» пояснения врача-конферансье должны служить связующим звеном между отдельными номерами газеты и отдельными мыслями, заложенными в номерах, показывая газету как нечто цельное, монолитное.
XII. Внимание и интерес, проявленные аудиторией к санитарно-просветительской пьесе, следует использовать для демонстрации в фойе передвижной выставки к данной пьесе, собиранием вопросов через почтовый ящик и ответов на них в антрактах.
XIII. Анкетирование аудитории и фотографирование впечатлений, как научно-исследовательская работа, помогает театру учитывать свои идеологические ошибки и строить в дальнейшем правильно и четко воспринимаемый репертуар и его художественно-театральное оформление.
Моменты, тормозящие работу
XIV. Санитарный спектакль в клубах в своей массе еще не достиг признания художественно ценного спектакля и стоит на уровне любительской санитарной инсценировки, что объясняется: недостаточным признанием массой клубных работников возможности высокого художественного построения санитарно-просветительского спектакля; случайным и поверхностным походом к организации санитарных спектаклей на местах, что способно вообще дискредитировать понятие «санитарный спектакль»; недостаточным вниманием и недостаточной возможностью мест к созданию художественного репертуара, а пользование случайными и малограмотными образцами санинсценировок; отсутствием подготовки квалифицированных кружководов для драмкружков по санитарному просвещению.
Общие выводы
XV. Значимость работы театра санитарного просвещения требует дальнейшего художественного и культурного совершенствования актеров и повышения художественно-агитационного уровня спектакля, чего невозможно достигнуть в условиях исключительно передвижнической работы.
Необходимость создания в крупных центрах базы театра санпросвета как элемента дома санитарной культуры.
XVI. База театра санпросвета не только проводит фактическую работу среди зрителя, но и является организатором:
1) лаборатории передвижного театра, обслуживающего клубы;
2) инструкторских курсов для кружководов-режиссеров, которые мыслимы только при базовом театре, как опытной площадке.
XVII. Санитарное просвещение через сцену, работа, не имеющая достаточного организационного и методического опыта, распыленная по местам, должна стремиться к собиранию своих достижений, чему могло бы способствовать бюро работников санпросветрампы, в задачи которого входило бы: планомерная связь мест между собой; своевременная и точная информация мест; учет опыта и достижений на местах; использование репертуара на местах путем обмена.
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 4. Л. 1–5. Подлинник. Машинопись.
[1] Народецкий А.З. – врач, первый директор Экспериментального театра Санпросвета Мосздрава.
[2] Санитарные суды – агитационные инсценированные суды, представляет собой диспут, где спорящие между собой стороны высказывают различные точки зрения на один и тот же вопрос, освещают его каждая по-своему. Главными действующими лицами инсценированных судов выступали: председатель, обвинитель (прокурор), защитник, обвиняемый и свидетели. Строго регламентированная процедура суда служила для самодеятельного театра своеобразным «каркасом», который «держал» спектакль и который можно было заполнять актуальным материалом.
[3] «Живая газета» – представление, основанное на газетном материале или острозлободневных фактах жизни. Как театральная форма сложилась в СССР в нач. 1920-х гг. «Живая газета» – практиковавшиеся формы агитискусства на клубной сцене. Слово «живая» понималось как «непечатная», излагаемая живым языком, подкрепляемым всякого рода наглядными материалами.