Док. № 2. Тезисы доклада директора Экспериментального театра Санпровета Мосздрава, врача А.З. Народецкого на XI Всесоюзном съезде бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей, состоявшемся в мае 1928 г. «Санитарное просвещение через сцену»

Версия для печати

Тезисы доклада директора Экспериментального театра
Санпровета Мосздрава, врача А.З. Народецкого[1]
на
XI Всесоюзном съезде бактериологов, эпидемиологов
и санитарных врачей, состоявшемся в мае 1928 г.
«Санитарное просвещение через сцену»

(Опыт работы Московской организации)

Ленинград, 21–26 мая 1928 г.

 Вступительная часть

I. Санитарное просвещение через сцену, как метод работы, заняло соответствующее место среди общей культурно-просветительной работы в клубах.

Признание прессы, общественных и профессиональных организаций важности и своевременности выявления в художественно-театральной форме вопросов оздоровления труда и быта и борьбы с социальными заболеваниями.

II. Опыт работы Московского театра Санпросвета показал полную возможность выявления в той или иной художественно-театральной форме вопросов санитарной культуры.

Организация

III. Московский театр Санпросвета – центр, организующий санитарное просвещение через сцену.

Жизнеспособность театра доказана возрастающим спросом мест на его продукцию и развитием влияния театра на клубную работу и самодеятельные кружки.

(Краткая биография театра и его работ)

Подход театра к своей организационной структуре как к художественной передвижке, обязанной обслуживать любую площадку при любых условиях.

(Организационная структура театра и спектакля)

Художественная установка театра: разрешение спектакля в стиле бытового реализма, динамики действия и наипростейшего режиссерского рисунка.

(Художественные принципы работы)

Идеологическая установка театра на возможность художественного выявления любого мотива санитарной культуры в соответствующей театральной форме, с заострением внимания на моментах общей профилактики.

(Идеология театра)

Формы работы театр

IV. Обыденная работа с санитарными судами[2] теряет свое значение в настоящее время.

Санитарный суд имеет успех, когда освещает ударные вопросы сегодняшнего дня, с непременным заострением фабульной интриги, распылением экспертизы в наиболее яркие места судебного следствия и импровизационным подходом актеров к своим ролям. Постановка суда должна быть натуралистична.

V. «Живая газета»[3] в целом для московской организации имеет свое историческое прошлое, как несомненный фактор крупной санитарной просветительной работы в клубах и кружках. При определенных условиях места и времени действия, квалификации аудитории и ударности кампании – «живая газета» имеет значение и в процессе сегодняшней стройки.

Санитарно-просветительская «живая газета», в практике работы, выявила свои особенности: театрализацию формы, борьбу с шаблоном, глубокую актерскую проработку текста, осмысленное режиссерское построение сценических положений. Форма «живой газеты» удобна для разрешения в ней мельчайших и труднейших вопросов санитарии и гигиены.

Особое значение форма «живой газеты» приобретает в работе периферических кружков.

VI. Санитарный концерт, являясь наиболее легкой формой санитарного просвещения через сцену, может быть хорошо использован в тех случаях, когда аудитория сильно переутомлена предыдущей работой (заседания, общие собрания и т.д.).

Программа санитарного концерта должна составляться так, чтобы специальные номера, идущие в определенной последовательности и тематике, чередовались с номерами общехудожественного значения.

Концертная программа способна в пении, чтении, музыке, танце и сценке осветить любые вопросы санитарной культуры.

VII. Работа с санитарно-просветительскими пьесами имеет свои неоспоримые преимущества перед работой с другими формами санитарного просвещения через сцену:

1) Художественно сделанная пьеса имеет возможность завуалировать свои агитационно-пропагандистские цели.

2) Драматургически талантливо построенная пьеса не разрешает вопросы в конечном итоге агитационными фразами (суд, "живая газета"), а создает такую драматическую ситуацию, которая сама по себе диктует зрителю правильные выводы.

3) Художественная пьеса не занимается формальной агитацией, а убеждает разум и чувство зрителя незаметно для него самого (санитарное воспитание).

4) Зритель, получивший эстетическое удовольствие от хитросплетения интриги, положений героев, декоративного оформления и т.д., уходит со спектакля радостным, довольным, с желанием еще раз посетить спектакль театра санитарного просвещения.

5) Работа над пьесой имеет глубокое культурно-воспитательное значение и для актеров и кружковцев, занятых в ней.

К санитарно-просветительскому репертуару возможно приспособить целый ряд пьес общехудожественного значения.

Специальная санитарно-просветительская пьеса должна писаться продолжительностью не более полутора-двух часов чистого действия, с идеологическим подведением итогов (конкретные выводы), с разделением не более чем на три-четыре действия, сюжет пьесы должен браться в бытовом разрезе.

Прежде чем приступить к проработке пьесы, освещающей тот или иной вопрос, режиссер и актеры должны быть детально ознакомлены с научной и общественно-социальной стороной данного вопроса.

Работа с кружками

VIII. Органическое развитие интереса кружков на местах к санитарному репертуару неразрывно связано с высокой квалификацией санпросветрепертуара и санитарного театра.

IX. Санитарно-драматические кружки при районных домах санитарного просвещения и на местах в клубах имеют свое огромное значение как организованные ячейки: 1) самообрабатывающиеся в санитарно-просветительском разрезе; 2) несущие общественно полезную работу.

X. Настойчивая работа с любительскими драмкружками по санитарному просвещению дала положительные достижения и в организационном, и в художественном смысле. Продукция кружков: пьеса, «живая газет», инсценировка используются районными домами санпросвета в их работе на местах с постоянным успехом.

Особым вниманием должна быть отмечена работа с пионерскими кружками при домах-коммунах, показавшая себя как работа санитарно-воспитательная и организующая «трудных ребят».

Окружение работы театра

XI. Постановки театра санитарного просвещения должны организовывать и сосредотачивать мысль аудитории в нужном направлении.

Краткое, ясное и ударное вступительное слово врача, исходящее из сущности показываемой пьесы, отнюдь не затрагивающее ее содержания и схемы – прекрасно помогает этим целям.

В «живых газетах» пояснения врача-конферансье должны служить связующим звеном между отдельными номерами газеты и отдельными мыслями, заложенными в номерах, показывая газету как нечто цельное, монолитное.

XII. Внимание и интерес, проявленные аудиторией к санитарно-просветительской пьесе, следует использовать для демонстрации в фойе передвижной выставки к данной пьесе, собиранием вопросов через почтовый ящик и ответов на них в антрактах.

XIII. Анкетирование аудитории и фотографирование впечатлений, как научно-исследовательская работа, помогает театру учитывать свои идеологические ошибки и строить в дальнейшем правильно и четко воспринимаемый репертуар и его художественно-театральное оформление.

Моменты, тормозящие работу

XIV. Санитарный спектакль в клубах в своей массе еще не достиг признания художественно ценного спектакля и стоит на уровне любительской санитарной инсценировки, что объясняется: недостаточным признанием массой клубных работников возможности высокого художественного построения санитарно-просветительского спектакля; случайным и поверхностным походом к организации санитарных спектаклей на местах, что способно вообще дискредитировать понятие «санитарный спектакль»; недостаточным вниманием и недостаточной возможностью мест к созданию художественного репертуара, а пользование случайными и малограмотными образцами санинсценировок; отсутствием подготовки квалифицированных кружководов для драмкружков по санитарному просвещению.

Общие выводы

XV. Значимость работы театра санитарного просвещения требует дальнейшего художественного и культурного совершенствования актеров и повышения художественно-агитационного уровня спектакля, чего невозможно достигнуть в условиях исключительно передвижнической работы.

Необходимость создания в крупных центрах базы театра санпросвета как элемента дома санитарной культуры.

XVI. База театра санпросвета не только проводит фактическую работу среди зрителя, но и является организатором:

1) лаборатории передвижного театра, обслуживающего клубы;

2) инструкторских курсов для кружководов-режиссеров, которые мыслимы только при базовом театре, как опытной площадке.

XVII. Санитарное просвещение через сцену, работа, не имеющая достаточного организационного и методического опыта, распыленная по местам, должна стремиться к собиранию своих достижений, чему могло бы способствовать бюро работников санпросветрампы, в задачи которого входило бы: планомерная связь мест между собой; своевременная и точная информация мест; учет опыта и достижений на местах; использование репертуара на местах путем обмена.

 

РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 4. Л. 1–5. Подлинник. Машинопись.

 


[1] Народецкий А.З. – врач, первый директор Экспериментального театра Санпросвета Мосздрава.

[2] Санитарные суды – агитационные инсценированные суды, представляет собой диспут, где спорящие между собой стороны высказывают различные точки зрения на один и тот же вопрос, освещают его каждая по-своему. Главными действующими лицами инсценированных судов выступали: председатель, обвинитель (прокурор), защитник, обвиняемый и свидетели. Строго регламентированная процедура суда служила для самодеятельного театра своеобразным «каркасом», который «держал» спектакль и который можно было заполнять актуальным материалом.

[3] «Живая газета» – представление, основанное на газетном материале или острозлободневных фактах жизни. Как театральная форма сложилась в СССР в нач. 1920-х гг. «Живая газета» – практиковавшиеся формы агитискусства на клубной сцене. Слово «живая» понималось как «непечатная», излагаемая живым языком, подкрепляемым всякого рода наглядными материалами.

© РГАНТД, 2002–2017
Использование материалов сайта РГАНТД допускается только после письменного согласия администрации сайта.
При использовании материалов сайта указание источника (РГАНТД) и гиперссылки на http://rgantd.ru обязательно!

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Сайт ВНИИДАД Сайт 'Вестник архивиста' Официальный портал РОИА Официальный сайт Роскосмоса