Виртуальная выставка «Каким он парнем был…». К 85-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина
Виртуальная выставка:" Чемпион мира и человек науки".
Публикация:"Из истории Группы изучения реактивного движения".
Публикация:"Московская планерная школа".
Памятные даты в истории науки и техники в 2015 году

I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII
Январь
11 января 1975 | Состоялся старт и полет космического корабля «Союз-17» к орбитальной станции «Салют-4» с экипажем: А.А. Губарев и Г.М. Гречко. После выполнения программы работы на ОС корабль от станции был отстыкован и 09.02.1975 экипаж совершил посадку. Длительность полета – 28 сут. Проведены биомедицинские эксперименты, астрофизические исследования, наблюдение и фотографирование земной поверхности и акватории Мирового океана. |
14 января 1960 | Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о преобразовании Главного архивного управления при МВД СССР в Главное архивное управление при Совете Министров СССР. |
20 января 1970 | Объявлено о создании Единой энергетической системы Европейской части СССР. К концу 1970 года в составе ЕЭС СССР работали параллельно ОЭС Центра, Урала, Средней Волги, Северо-Запада, Юга, Северного Кавказа и Закавказья, включавшие 63 энергосистемы. Для управления ЕЭС СССР было создано Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ЕЭС СССР. |
Февраль
1 февраля 1950 | На фронтовом реактивном истребителе МиГ-17 летчиком-испытателем И.Т. Иващенко перейден звуковой барьер. Разработчик МиГ-17 ОКБ Микояна и Гуревича. |
21 февраля 1920 | Создана государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) во главе с Г.М. Кржижановским. В состав комиссии вошли ученые, технологи, экономисты, статисты, крупнейшие энергетики. Комиссия разработала план ГОЭЛРО рассчитанный на 10–15 лет. Он предусматривал опережающие темпы развития тяжелой промышленности и энергетики, рациональное размещение производительных сил. Основные принципы плана ГОЭЛРО стали образцом для государственного планирования. В 1935 г. истек срок завершения плана ГОЭЛРО. К этому времени план электрификации был перевыполнен почти в 3 раза. В 1920 в стране было около десятка крупных электростанций, а в 1935 число крупных электростанций возросло до 95. Значительно были перевыполнены почти все намеченные планом ГОЭЛРО задания по промышленности. |
28 февраля 1940 | Летчик-испытатель В.П. Федоров поднял в небо ракетоплан РП-318 конструкции С.П. Королева с жидкостным ракетным двигателем. Ракетоплан был отбуксирован на высоту самолетом П-5, после отцепки, на высоте 2600 м включился ЖРД. Скорость ракетоплана возросла с 80 до 120 км/час, а высота увеличилась на 300 м. Всего двигатель проработал 110 сек. Это был первый в СССР полет человека на летательном аппарате с ЖРД. Повторные полеты подтвердили расчетные летные данные РП-318 и показали надежность и безопасность двигательной установки. |
Март
2 марта 1965 | Произведено преобразование государственных производственных комитетов в союзные министерства. Указом Президиума Верховного Совета СССР образовано Министерство общего машиностроения СССР – общесоюзное министерство в рамках Совета Министров СССР, отвечавшее за обеспечение всех космических работ. Министром назначен С.А. Афанасьев. МОМ объединяло и координировало работу предприятий и научных организаций, «завязанных» на космическую тематику и ракетно-ядерное вооружение. Преемником Министерства в России с 1991 г. явилось Федеральное космическое агентство, в последующем Российское космическое агентство (Роскосмос). |
8 (21 марта) 1910 | Состоялся первый в России публичный полет с пассажирами военного летчика М.Н. Ефимова (1881–1919) в Одессе на аэроплане «Фарман-IV». |
14 марта 1995 | Старт и полет на космическом корабле «Союз ТМ-21» к орбитальному комплексу «Мир» первой российско-американской экспедиции. Экипаж: В.Н. Дежуров, Г.М. Стрекалов (СССР), Н. Таггард (США). Экспедиция вернулась на американском многоразовом корабле «Атлантис-14» (отделение от ОК 04.07.1995). Продолжительность экспедиции – 115 сут. Она стала началом работ по программе «Мир – Шаттл». |
17 марта 1920 | Совет Рабочей и Крестьянской Обороны РСФСР принял Постановление о создании Центральной радиотелефонной станции с радиусом действия в 2000 верст. Создание станции поручалось Нижегородской радиолаборатории. Местом установки назначалась Москва. |
18-19 марта 1965 | Полет космического корабля «Восход-2». Экипаж: П.И. Беляев, А.А. Леонов. 18.03.1965 на 2-м витке полета в 11.35 мск А.А. Леонов совершил первый в мире выход человека в открытый космос длительностью 12 мин. Посадка состоялась 19 марта в ручном режиме. |
23 марта 1920 | СНК РСФСР принял Положение о Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). |
Апрель
4 апреля 2000 | Старт экспедиции основной ЭО-28 к орбитальному комплексу «Мир» на космическом корабле «Союз ТМ-30», экипаж: С. Залетин, А.Ю. Калери. Стыковка с ОК «Мир» 16 апреля, отстыковка и посадка экспедиции после консервации ОК 16 июня 2000 г. Это был последний экипаж на ОК «Мир». 23 марта 2001 г. ОК «Мир» был затоплен. |
9 апреля – 11 октября 1980 | Работа экипажа основной экспедиции ЭО-4 (командир Л.И. Попов, бортинженер В.В. Рюмин) на орбитальной станции «Салют-6». Экипаж прибыл на ОС на КК «Союз-35» (старт 09.04.1980), вернулся с орбиты на КК «Союз-37» (отстыковка, посадка 11.10.1980). В процессе выполнения программы полета экипаж работал совместно с четырьмя экспедициями посещения, три из которых по программе Интеркосмос, экипаж принял три грузовых корабля «Прогресс». Продолжительность работы экспедиции в космосе 185 суток – новый рекорд пребывания человека в космосе. |
Май
1 мая 1960 | В районе Свердловска зенитной ракетой ПВО сбит самолет-разведчик У-2, пилотируемый летчиком ВВС США Г.Ф. Пауэрсом. Полеты иностранных самолетов-разведчиков над территорией СССР прекратились. |
7 мая 1955 | Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР принята на вооружение стационарная зенитная ракетная система ПВО С-25 «Беркут». Конструкторы С.Л. Берия и П.Н. Куксенко. Система С-25 была развернута на двух кольцевых дорогах вокруг Москвы (радиусом 50 и 90 км). Она предназначалась для отражения массированного налета авиации противника на Москву. |
8 мая 1975 | Завершение строительства железнодорожной линии станция БАМ – поселок Тында – первого пускового объекта Байкало-Амурской магистрали (БАМа). |
15 мая 1960 | С космодрома Байконур запущен первый космический корабль «Восток-1» в беспилотном варианте. Серия кораблей «Восток» предназначалась для пилотируемых полетов на околоземной орбите. Корабль создавался в ОКБ-1: генеральный конструктор ОКБ-1 С.П. Королев, ведущий конструктор по кораблю О.Г. Ивановский. Корабли «Восток-1» использовались для летной отработки их систем и конструкций. |
15 мая 1935 | Открыта первая линия Московского метрополитена от станции «Сокольники» до «Парка культуры». |
15 мая 1995 | Принято Постановление Правительства РФ о создании Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина на базе 1-ого Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина и 70-ого Отдельного испытательно-тренировочного авиаполка особого назначения им. В.С. Серегина. |
16 мая 1950 | Принято Постановление СМ СССР о строительстве комплекса для производства морских ядерных энергетических установок в г. Обнинске Калужской обл. |
17 (30) мая 1915 | Проведено испытание боевой машины «Вездеход» конструкции А.А. Пороховщикова – быстроходной гусеничной машины для движения по бездорожью с установленной броневой защитой – прообраз первого русского танка. На испытаниях машина достигла скорости 25 км\час. |
23 мая 1925 | Образован Авиахим на базе Доброхима и Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) – общественно-политическая оборонная организация. |
24 мая 1975 | Старт и полет космического корабля «Союз-18» к долговременной орбитальной станции «Салют-4» с экипажем 2-й основной экспедиции – космонавтами П.И. Климуком и В.И. Севастьяновым. Экипаж работал на борту станции 63 сут. Основные задачи: изучение длительного пребывания человека в космосе, исследования полярных сияний, отработка новых систем и приборов перспективных кораблей и станций. 26 июля 1975 г. после выполнения программы полета экипаж вернулся на Землю. |
26 мая – 3 июня 1980 | Работа международного экипаж командир В.Н. Кубасов, космонавт-исследователь Б. Фаркаш (ВНР) на орбитальной станции «Салют-6». Экипаж прибыл на станцию на космическом корабле «Союз-36». Работа по выполнению программы полета на станции велась в течении 8 суток совместно с членами основной экспедиции Л.И. Поповым, ВВ. Рюминым. Экипаж вернулся 3 июня на КК «Союз-35». |
Июнь
1–19 июня 1970 | Полет космического корабля «Союз-9» с экипажем: А.Г. Николаев и В.И. Севастьянов. Длительность полета 18 суток – максимальная длительность полета в автономном режиме (без стыковки с орбитальной станцией). Полет положил начало отработке в космосе средств, необходимых для продолжительных полетов без создания на борту КК искусственной гравитации. Программа полета выполнена успешно. Состояние здоровья космонавтов после полета заставили ученых пересмотреть многие взгляды на продолжительность безопасного для здоровья пребывания человека в космосе. Были разработаны методики, обеспечивающие физиологическую нагрузку на организм в ходе полета для сохранения здоровья экипажа, которые и обеспечили возможность современных долговременных экспедиций на орбитальные станции. В 1971 году для этих целей был разработан нагрузочный костюм «Пингвин». |
5 июня 1980 | Старт и первый испытательный полет пилотируемого корабля серии «Союз Т». 5 июня экипаж КК «Союз-Т2» (командир корабля Ю.В. Малышев, борт-инженер В.В. Аксенов) прибыл на орбитальную станцию «Салют-6» и работал на борту станции по программе 6-й экспедиции посещения ЭП-6 совместно с основной экспедицией Л.И. Поповым, В.В. Рюминым. Посадка КК «Союз-Т2» с экипажем в том же составе произведена 9 июня. |
6 июня – 26 сентября 1985 | Старт и полет КК «Союз Т-13» к орбитальной станции «Салют-7» с задачей восстановления работоспособности станции, потерявшей связь с Центром управления полетом 11 февраля 1985 г. Бортовые батареи к этому времени разрядились, бортовая аппаратура прекратила функционирование, станция перешла в неориентированный режим. Для восстановления работоспособности станции был сформирован экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер В.П. Савиных. КК был дополнительно переоборудован для выполнения задачи стыковки с некооперируемой станцией. 6 июня состоялся старт КК, 8 июня экипаж состыковался со станцией в ручном режиме – задачей чрезвычайной сложности. Экипаж провел комплекс работ по восстановлению работоспособности станции и с 14 июня продолжил выполнение работ по программы полета основной экспедиции ЭО-4. Посадка КК «Союз Т-13» с экипажем: В.А. Джанибеков, Г.М. Гречко совершена 26 сентября. |
11 июня 1985 | Автоматическая межпланетная станция «Вега-1» достигла окрестностей Венеры. От АМС отделился посадочный аппарат (совершил аварийную посадку) и аэростатный зонд, который далее на высоте 50–55 км начал дрейф в атмосфере планеты. Проведен комплекс исследований по международной программе «Венера – комета Галлея». |
14 июня 1985 | Вышел Указ Президиума ВС СССР об установлении почетного звания «Заслуженный конструктор СССР» и «Заслуженный технолог СССР». |
15 июня 1930 | Ввод в строй первой очереди Ростовского завода сельскохозяйственной техники («Ростсельмаш») в Ростове-на-Дону. Проектирование завода началось в 1925 г., начало строительства во втором квартале 1926 г., Акт о приеме завода в эксплуатацию подписан приемной комиссией 1 апреля 1931 г. |
17 июня 1940 | Создан Московский авиационно-технологический институт (МАТИ) на базе Московского института инженеров гражданского воздушного флота им. К.Э. Циолковского. В составе института были три факультета: горячая и холодная обработка металлов, технология авиамоторостроения, технология самолетостроения. В н.вр. МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского. |
17 июня 1930 | Пуск Сталинградского тракторного завода им. Ф.Э. Дзержинского. В этот день с конвейера завода сошел первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. |
29 июня 1995 | Впервые осуществлена стыковка американского многоразового транспортного космического корабля (МТКК) с орбитальным комплексом «Мир». В составе экипажа МТКК «Атлантис» (STS-71) состояли два российских космонавта – А.Я. Соловьев и Н.М. Бударин, которые прибыли для работы на борту ОК «Мир» по программе 19-й основной экспедиции ОЭ-19. На орбите был сформирован крупный космический комплекс, состоящий из базового блока «Мира», модулей «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», кораблей «Союз ТМ-21» и «Атлантис». Масса комплекса превысила 200 тонн. На его борту в течение 5 дней работали четыре российских космонавта и шесть американских астронавтов. |
25 июня (8 июля) 1915 | Открытие Московского военно-промышленного комитета – организации предпринимателей, созданной с целью мобилизации промышленности для военных нужд во время Первой мировой войны. Основной задачей ВПК было централизованное получение правительственных заказов на поставку военного снаряжения и их размещение на промышленных предприятия. В состав Черноморского флота вступил первый в мире подводный минный заградитель «Краб» конструкции русского инженера М.П. Налетова. 25 июня «Краб» вышел в первый боевой поход и 27 июня в проливе Босфор произвел первую постановку мин. Черноморский флот получил новое средство для нейтрализации турецкого флота. |
Июль
15 мая 1965 | Декретом Совета Министров СССР основан Институт космических исследований АН СССР – головной академический институт по исследованию и использованию космоса в интересах фундаментальных наук. |
15–19 июля 1975 | Осуществление совместного советско-американского космического эксперимента по программе «Союз» – «Аполлон» (ЭПАС). Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Основными целями программы были: – испытание элементов совместимой системы сближения на орбите; – испытание активно-пассивного стыковочного агрегата; – проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль; – накопление опыта в проведении совместных полетов космических кораблей СССР и США. Выполнение программы началось 15 июля 1975 года стартом КК «Союз-19» с космонавтами А.А. Леоновым, В.Н. Кубасовым с космодрома Байконур и стартом КК «Аполлон» с астронавтами Т. Стаффордом, В. Брандом, Д. Слейтоном с космодрома на мысе Канаверал. 17 июля состоялась стыковка кораблей, образована первая международная орбитальная станция. 19 июля, после выполнения совместной программы полета, была произведена расстыковка кораблей. Общее время полета в состыкованном состоянии – 46 часов 36 минут. Посадка КК «Союз-19» совершена 21 июля, приводнение КК «Аполлон» 24 июля. |
19 июля 1920 | Создан архив Красной Армии (ныне – Российский государственный военный архив). |
21 июля 1925 | СССР присоединился к международной метрической системе мер и весов, основанной на использовании в качестве единиц измерения метров и килограммов. |
23 июля 1980 | Старт и полет КК «Союз-37» к ОС «Салют-6» по программе «Интеркосмос» с международным экипажем: командир В.В. Горбатко, космонавт-исследователь Фам Туан (Вьетнам). На борту ОС «Салют-6» экипаж работал совместно с экипажем основной экспедиции Л.И. Поповым, В.В. Рюминым. 31 июля после выполнения программы полета В.В. Горбатко и Фам Туан вернулись на КК «Союз-36». |
26 июля 1925 | Поднялся в воздух первый серийный пассажирский самолет «К-1» конструкции К.А. Калинина. «К-1» – моноплан с верхним расположением крыла эллиптической формы. С полной нагрузкой: три пассажира и летчик, он развил максимальную скорость 161 км/час. В полете был достигнут потолок 3 тыс. метров. В серию самолет не пошел вследствие появления новых, более совершенных образцов, созданных К.А. Калининым. |
26 июля 1940 | Вышел приказ Народного Комиссариата Обороны СССР о принятии на вооружение радиолокационной станции «Редут» (РУС-2) – первого серийного радиолокатора в СССР. Станция предназначалась для обнаружения самолетов, дальность ее действия достигала 150 км. Серийный выпуск начался в 1941 г. |
27 июля 1925 | Вышло Постановление ЦИК и СНК СССР «О признании Российской Академии наук высшим научным учреждением СССР» и переименование ее в Академию наук СССР (АН СССР). |
30 июля 1930 | В Москве создан Полиграфический институт (в н.вр. Московский государственный университет печати). |
Август
17 августа 1970 | Произведен запуск автоматической межпланетной станции «Венера-7». Целью запуска автоматической станции «Венера-7» была доставка спускаемого аппарата (СА) на поверхность планеты Венера. 15 декабря станция достигла поверхности планеты, от станции отделился СА и совершил мягкую посадку. По результатам измерений, проведенных СА были рассчитаны значения давления и температуры на поверхности планеты Венера (90 ±15 атмосфер и 475 ±20°C). |
19 (28) августа 1910 | Испытания первого русского самолета «Россия-А», созданного заводом «Первым всероссийским обществом воздухоплавания» в С-Петербурге. Тип самолета – биплан, он создан Ребиковым и Б.Н. Воробьевым на основе французского самолета фирмы Фармана. Самолет удостоился награды военного министерства – «Серебряной медали». |
22-27 августа 1995 | Проведен первый в России в г. Жуковском международный авиакосмический салон МАКС-95. |
26 августа 1945 | Вышло Постановление Государственного Комитета Обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Постановление определяло послевоенное развитие советской автомобильной промышленности. Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946–1950 гг. предусматривал ее интенсивное развитие. Наряду с расширением и реконструкцией действующих предприятий (ЗИС, ГАЗ, ЯАЗ, МЗМА (быший завод имени КИМ), УралЗИС), предстояло построить новые заводы в Москве, Днепропетровске, Кутаиси, Одессе, Львове, Новосибирске с выходом с 1950 г. на уровень производства 500 тыс. машин (рост против довоенного уровня более чем в 2,3 раза) и выпуском 24 разных моделей. |
Сентябрь
12 сентября 1970 | Запуск к Луне автоматической станции «Луна-16». Цель запуска – забор и доставка на Землю лунного грунта. 17 сентября станция вышла на орбиту Луны, 20 сентября совершила мягкую посадку на поверхность планеты. 21 сентября с поверхности Луны взлетел возвращаемый аппарат, 24 сентября он совершил посадку в Казахстане. На Землю был доставлен лунный грунт массой 101 грамм. |
15 сентября 1925 | Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР создан общесоюзный орган в области стандартизации – Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Введение государственного управления стандартизацией в стране послужило началом систематизации работ во всех отраслях народного хозяйства. В советский период ведомство было известно как ГОССТАНДАРТ (в н.вр. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Росстандарт). |
17 сентября 1985 | Старт и полет КК «Союз Т-14» к орбитальному комплексу «Салют-7 – Союз Т-13» с экипажем: В.В. Васютин, Г.М. Гречко, А.А. Волков по программе 9-й экспедиции. После стыковки на борту комплекса работало 5 космонавтов: В.А. Джанибеков, В.П. Савиных, В.В. Васютин, Г.М. Гречко, А.А. Волков. 26 сентября В.А. Джанибеков и Г.М. Гречко вернулись на КК «Союз Т-13». |
18 сентября 1980 | Старт и полет космического корабля «Союз-38» к орбитальной станции «Салют-6» по программе «Интеркосмос» с международным экипажем: командир Ю.В. Романенко, космонавт-исследователь Тамайо Мендес Арнальдо (Куба). 19 сентября экипаж прибыл на станцию, где работал вместе с экипажем основной экспедиции Л.И. Поповым, В.В. Рюминым.После выполнения программы полета 26 сентября Ю.В. Романенко и Тамайо Мендес Арнальдо вернулись на Землю. |
20 сентября 1970 | АС «Луна-16» совершила посадку на поверхность Луны, взята проба грунта, произведен отлет возвращаемого аппарата на Землю. |
27 сентября 1960 | Заложены первые блоки в основание Останкинской телебашни, сооружавшейся по проекту инженера Н.В. Никитина, архитектора Д.И. Бурдина и др. Проектная высота – 539 м. |
Октябрь
2 октября 1965 | Создан Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике (ГКНТ СССР) — орган государственного управления СССР, проводивший государственную политику в сфере научно-технической деятельности. При ГКНТ СССР действовали: Государственный комитет по изобретениям и открытиям, Государственный комитет по электронной технике СССР (до 1965 г., далее МЭП), Комиссия по вычислительной технике. В 1991 г. ГКНТ СССР был преобразован в Государственный комитет по науке и технологии СССР (ГКНТ СССР). |
22, 25 октября 1975 | Программой исследования Венеры в 1975 г. предусматривалось запуск к планете двух АМС – 8 июня «Венеры-9», 14 июня «Венеры-10». 22 октября после отделения от станции спускаемый аппарат АМС «Венера-9» совершил мягкую посадку на невидимой с Земли стороне Венеры. Через 2 мин. началась первая в мире передача телевизионной панорамы с поверхности планеты. 23 октября «Венера-10» достигла окрестностей планеты, произошло разделение орбитального и спускаемого аппарата станции, 25 октября СА совершил мягкую посадку на освещенной стороне и начал передачу телевизионного изображения на Землю. СА работал в течение 65 мин. Проведена съемка панорамы поверхности Венеры. Передача панорамы планеты велась через орбитальные модули станций, которые стали искусственными спутниками Венеры. С помощью аппаратуры, установленной на обеих СА, произведены измерения плотности поверхностных пород и содержания в них радиоактивных элементов. |
Ноябрь
2 ноября 1955 | Ввод в эксплуатацию Горьковской ГЭС на Волге - первый гидроагрегат ГЭС принял промышленную нагрузку. Постановление Правительства СССР о сооружении Горьковской ГЭС на Волге вышло 16 ноября 1947. Горьковская ГЭС должна была стать элементом каскада гидротехнических сооружений, позволяющего проводить через Волгу крупные подводные лодки с атомной энергетической установкой. Строительство ГЭС началось в 1949 г. 29 ноября 1961 г. Правительственная комиссия приняла Горьковскую ГЭС в постоянную эксплуатацию. |
4 ноября 1970 | Поставлена под нагрузку первая плавучая электростанция «Северное сияние» (проект 1527, судно несамоходное, однопалубное). Назначение электростанции - обеспечение энергией промышленных районов Севера и Северо-Востокa России. Проект разрабатывался с 1969 г. под руководством Н.К. Кухто. Выдаваемая мощность электростанцией 24 мегаватт. |
12, 16 ноября 1965 | Запущены АМС «Венера-2»,«Венера-3». Станции состояли из орбитального отсека и спускаемого аппарата сферической формы диаметром 0,9 метра. В спускаемом аппарате «Венера-3» был помещен металлический глобус Земли, внутри которого находился вымпел с изображением герба Советского Союза. В СА станций были также установлены научные приборы. 27 февраля 1966 г. «Венера-2» пролетела на расстоянии 24 000 км от планеты Венера и перешла на гелиоцентрическую орбиту. «Венера-3» 1 марта 1966 г. долетела до планеты и врезалась в нее. Станциям не удалось передать данные о самой Венере, но был получен большой объем траекторных измерений данных для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, космические радиоизлучения и микрометеориты. |
15 ноября 1955 | В Ленинграде пущена первая очередь метрополитена. |
17 ноября 1975 | Запуск космического корабля «Союз-20» серии «Союз» в беспилотном варианте для проведения ресурсных испытаний совместно с орбитальной станцией «Салют-4». Стыковка корабля с ОС состоялась 19 ноября, расстыковка и возвращение на Землю 16 февраля 1976 г. Продолжительность полета 92 сут. |
17 ноября 1970 | АС «Луна-17» доставила на Луну самоходный аппарат Луноход-1. АС запущена 10 ноября, 15 ноября выведена на орбиту Луны. 17 ноября АС совершила мягкую посадку в районе Моря Дождей. Луноход-1 действовал до 04.11.1970, прошел по Луне 10 540 м. |
27 ноября 1980 | Старт и полет КК «Союз Т-3» к орбитальной станции «Салют-6» с экипажем: командир Л.Д. Кизим, бортинженеры О.Г. Макаров, Г.М. Стрекалов. Задачи полета – испытания корабля в трехместном варианте, ремонтные работы на станции. Экспедиция провела разгрузку прибывшего ранее грузового корабля «Прогресс-11». После выполнения программы полета экспедиция вернулась на корабле 10 декабря. Грузовик был отстыкован от станции 9 декабря и далее затоплен. |
Декабрь
6 декабря 1925 | Пуск Шатурской электростанции (ГРЭС) им. В.И. Ленина – одной из старейших электростанций в России. 11 декабря 1918 г. Совнаркомом признал строительство электростанции «срочной работой государственной важности», на это было отпущено 10 млн. руб. 10 июля 1923 г. состоялась ее закладка. Шатурская ГРЭС – одна из основных среди тридцати; вводимых по плану ГОЭЛРО, была построена за 600 дней. Строительство было закончено в 1933 г., ее мощность была доведена до 180 тыс. киловатт. Основным видом топлива является природный газ, однако ГРЭС может использовать также уголь, мазут, торф. |
15 декабря 1970 | АМС «Венера-7» доставила на Венеру спускаемый аппарат массой 500 кг для исследования ее атмосферы. АМС «Венера-7» явилась дальнейшим развитием станций «Венера-4-6». Результаты, полученные при их полете, позволили оценить давление и температуру на поверхности планеты (Т=500°С и Р=100 атмосфер) и рассчитать прочность корпуса. Запуск станции состоялся 7 августа 1970 г., 15 декабря она достигла планеты, от станции отделился СА и совершил посадку на ночной стороне Венеры. После посадки СА проработал 53 мин, из-за отказа телеметрической аппаратуры получены только изменения температуры по высоте при снижении и температура на поверхности. Главным результатом полета станции «Венера-7» стало достижение впервые в мире поверхности планеты Венера. |
22 декабря 1930 | Летчик М.М. Громов поднял в воздух самолет-бомбардировщик АНТ-6 (ТБ-3) конструкции А.Н. Туполева. ТБ-3 – четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с неубирающимся шасси и гофрированной обшивкой. Проектирование началось в 1925 г. В 1932 г. взлетел первый серийный самолет, производство продолжалось до 1938 г. Выпущено 819 машин. В лучших своих модификациях с двигателями их максимальная скорость была в пределах 270–380 км/ч, практический потолок около 7000 м, при взлетной массе более 19 тонн, самолет мог нести 2000 кг бомб, дальность полета самолета доходила до 3000 км, оборонительное вооружение 4 пулемета ШКАС. На долю ТБ-3 выпала тяжелая доля «солдата 1941 года», эти машины и их экипажи выполняли свой долг в самое тяжелое для страны время. |
29 декабря 1955 | Пущен первый агрегат Куйбышевской ГЭС. 21 августа 1950 г. принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве Куйбышевской ГЭС. Был утвержден проект строительства Куйбышевской ГЭС мощностью 2,1 млн кВт.ч. Через год на месте будущей гидроэлектростанции развернулись строительные работы. 14 октября 1957 г. введен в строй последний, 20-й, гидроагрегат. Куйбышевская ГЭС достигла проектной мощности. Волжская ГЭС им. В.И. Ленина была построена в рекордно короткие сроки – с 1950 по 1957 гг. |
30 декабря 1995 | Указ Президента РФ «Об установлении почетных званий Российской Федерации», утверждение положений о почетных званиях и описаний нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации. |