К 30-летию первого полёта сверхтяжелого транспортного широкофюзеляжного самолёта Ан-225 «Мрия»

Версия для печати

21 декабря 1988 г. был совершён первый полёт советского транспортного реактивного самолёта сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия».

Конструкторы КБ им. О.К. Антонова представляют журналистам новый грузоподъёмный самолёт АН-225 «Мрия». Г. Киев, 1987 г. Автор съёмки – Моклецов А.С. РГАНТД. Арх №0-11808..Конструкторы КБ им. О.К. Антонова представляют журналистам новый грузоподъёмный самолёт АН-225 «Мрия». Г. Киев, 1987 г. Автор съёмки – Моклецов А.С.
РГАНТД. Арх №0-11808.

Самолёт был разработан ОКБ им. О.К. Антонова, спроектирован и построен на Киевском механическом заводе. Руководил проектом в 1984-1988 годы известный советский и российский авиаконструктор Виктор Ильич Толмачёв.

Ан-225 «Мрия» – сверхтяжёлый транспортный самолёт.

Его создание послужило основой для дальнейшего развития средств воздушных перевозок: грузы на нём могли размещаться не только в фюзеляже, но и на внешних узлах над фюзеляжем.

Самолёт был предназначен для транспортировки изделий общей массой до 250 тонн, диаметром до 10 м и длиной до 70 м.

 

Грузоподъёмный самолёт АН-225 «Мрия» в испытательном полёте. Г. Киев, 1987 г. Автор съёмки – Моклецов А.С. РГАНТД. Арх. №6358цв.Грузоподъёмный самолёт АН-225 «Мрия» в испытательном полёте. Г. Киев, 1987 г. Автор съёмки – Моклецов А.С.
РГАНТД. Арх. №6358цв.

Ан-225 был спроектирован и построен за 3,5 года благодаря использованию научно-технического потенциала в области аэродинамики, материаловедения, оборудования и конструирования, накопленного при создании самолёта Ан-124, применению систем автоматизированного проектирования при выпуске конструкторской документации, широкой кооперации авиапредприятий. 

Основными проблемами при создании Ан-225 было получение требуемых характеристик устойчивости и управляемости, малого лобового сопротивления самолёта с внешним грузом, достаточной прочности фюзеляжа.

Изначально «Мрия» создавалась для транспортировки корабля «Буран» от места производства и сборки к месту запуска, а также для доставки частей ракет «Энергия» к месту окончательной сборки на космодром «Байконур».

 К тому времени, как строительство Ан-225 было завершено, «Буран» уже был перевезен на место запуска самолетом ВМ-Т «Атлант», поэтому свою основную задачу самолёт не выполнил.

Транспортный самолет АН-225 «Мрия» с орбитальным кораблём многоразового использования «Буран» во время полёта в Париже. Г. Париж, 7 июня 1989 г. Автор съёмки – Репник В. РГАНТД. Арх. №1-25384.Транспортный самолет АН-225 «Мрия» с орбитальным кораблём многоразового использования «Буран» во время полёта в Париже. Г. Париж, 7 июня 1989 г. Автор съёмки – Репник В.
РГАНТД. Арх. №1-25384.

 Но в программе «Энергия-Буран» Ан-225 поучаствовал в мае 1989 года, когда перевозил орбитальный корабль «Буран» на Парижский авиасалон.

Конструктивными особенностями Ан-225 являются: относительно толстое крыло суперкритического профиля (максимальная толщина центроплана 2,4 м), герметичный фюзеляж с передним грузовым люком, двухкилевое оперение размахом 30 м со стреловидными шайбами высотой 11 м на концах стабилизатора, силовая установка из шести турбореактивных двухконтурных двигателей Д-18Т, трёхпорное шасси с основными опорами из семи строек каждая. 

Вид кабины пилота транспортного самолёта АН-225 «Мрия». Московская область, 23 мая 1989 г. Автор съёмки – Яцин В. РГАНТД. Арх. №1-25391.Вид кабины пилота транспортного самолёта АН-225 «Мрия». Московская область, 23 мая 1989 г. Автор съёмки – Яцин В.
РГАНТД. Арх. №1-25391.

 

 Сверху на фюзеляже и центроплане размещена универсальная система крепёжных узлов для установки крупногабаритных грузов.

По своей взлетной массе, массе перевозимого груза, габаритным размерам, мощности силовой установки Ан-225 – крупнейший из всех созданных к началу 1990-х гг. самолётов.

 

  

Зубкова З.Ю.

 

Источники:
1.    Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищёв. – М.: Науч. изд-во «Большая рос. энцикл.»: Центр. аэрогидродинам. институт им. Н.Е. Жуковского, 1994. С.58, 59.

 

© РГАНТД, 2002–2017
Использование материалов сайта РГАНТД допускается только после письменного согласия администрации сайта.
При использовании материалов сайта указание источника (РГАНТД) и гиперссылки на http://rgantd.ru обязательно!

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Сайт ВНИИДАД Сайт 'Вестник архивиста' Официальный портал РОИА Официальный сайт Роскосмоса