Виртуальная выставка «Каким он парнем был…». К 85-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина
Виртуальная выставка:" Чемпион мира и человек науки".
Публикация:"Из истории Группы изучения реактивного движения".
Публикация:"Московская планерная школа".
75 лет со дня рождения В.М. Комарова, Дважды Героя Советского Союза

«Испытатель»
Родился Владимир Михайлович в Москве 16 марта 1927 года. В 1949 году закончил Высшее авиационное училище летчиков, а в 1959 г. – Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. В первый отряд космонавтов Комаров был зачислен в марте 1960 года. С этого момента вся его жизнь была связана с космосом. Здесь он начал подготовку к космическим полетам, здесь встретил своих будущих друзей-космонавтов, чьи имена знает сейчас весь мир.
Многообразие задач, возникших перед пилотируемой космонавтикой после полетов космических кораблей типа «Восток», потребовало создания новой техники. Для проведения более широкой программы испытаний, исследований и экспериментов, увеличения продолжительности полетов нужен был новый корабль – многоцелевой, многоместный, имеющий более совершенное оборудование. Таким кораблем должен был стать «Восход». На нем и совершил свой первый полет Владимир Михайлович Комаров.
Космический корабль «Восход» стартовал 12 октября 1964 г. На борту находился экипаж в составе командира – инженер-полковника В.М. Комарова; членов экипажа – кандидата технических наук К.П. Феоктистова и врача Б.Б. Егорова. Целями этого полета являлись испытания нового многоместного космического корабля, исследование работоспособности и взаимодействия членов экипажа, проведение физико-технических и медико-биологических экспериментов, изучение влияния факторов полета на человеческий организм.
Космонавты находились в корабле без скафандров. За сутки полета экипажем был выполнен ряд научно-исследовательских работ. Космонавт Комаров как командир корабля, помимо руководства экипажем, контролировал показания приборов и действие бортовых систем, поддерживал радиосвязь с Землей, наблюдал за поверхностью планеты при различной освещенности, вел записи в бортовом журнале.
Научный сотрудник – космонавт Феоктистов контролировал работу оборудования и параметры бортовой аппаратуры корабля, по сигналам с Земли корректировал бортовые часы и сверял навигационный индикатор «Глобус», вел визуальное наблюдение, проводил киносъемку горизонта и ореола атмосферы Земли, измерял яркость звезд, выполнял опыты с поведением жидкости в невесомости.
В течение полета весь экипаж находился под неослабным наблюдением врача Егорова. Он изучал состояние центральной нервной системы и работоспособность членов экипажа, влияние комплекса факторов полета на сердечно-сосудистую систему и состав крови, исследовал внешнее дыхание, газообмен и энергозатраты в невесомости, контролировал работу систем жизнеобеспечения и оценивал их эффективность.
Задачи, поставленные перед первым в мире космическим коллективом, были выполнены полностью. Корабль благополучно приземлился 13 октября в 312 километрах северо-восточнее г. Кустаная. Благодаря двигателям мягкой посадки корабль настолько мягко коснулся Земли, что космонавты, по их свидетельству, не ощутили никакого удара в момент касания земной поверхности.
После полета В.М. Комаров продолжал тренировки в Центре подготовки космонавтов. Он понимал, что впереди его ждет новая интересная работа. Это были годы подготовки к новому полету. Комаров и другие космонавты изучали новую технику на заводах, в различных конструкторских бюро, лабораториях. Если корабли типа «Восток» и «Восход» предназначались для выполнения определенных научных и технических задач, то космические корабли следующего поколения должны были обладать более широкими техническими возможностями и позволять решать комплекс задач, стоящих перед космонавтами, подвести их к новому рубежу – созданию долговременных орбитальных пилотируемых станций.
Еще продолжались старты «Востоков» и «Восходов», а конструкторы и ученые работали над кораблем, который должен был открыть новую страницу в истории космонавтики. Таким кораблем стал «Союз». Объем работ был выполнен огромный. Только конструкторская документация составила несколько тысяч листов чертежей, схем и инструкций. Почти пять лет велись проектирование, разработка, постройка и испытания систем. Корабль состоял из трех основных отсеков: спускаемого аппарата, орбитального и приборно-агрегатного. Космонавт Комаров начал изучение и исследование нового корабля еще в то время, когда «Союз» только строили.
Возможности нового корабля были достаточно велики. Он мог совершать маневры в космосе, осуществлять поиск другого корабля, сближаться с ним и причаливать к нему. «Союз» напоминал гигантскую птицу. Это сходство придавали ему многометровые панели-крылья солнечных батарей. И вот наступило утро 23 апреля 1967 года. На этот день был назначен старт космического корабля
Когда все было готово к старту, Владимир Михайлович тепло попрощался со своим дублером – Юрием Алексеевичем Гагариным, друзьями, близкими. Поднявшись на лифте к кораблю, он поднял руки в прощальном приветствии.
Старт «Союза-1» прошел успешно. Земля пожелала Комарову успешного полета. 24 апреля на орбиту планировался вывод космического корабля
Но запланированного успешного полета не получилось. На Землю с борта корабля «Союз-1» прилетело тревожное сообщение о том, что одна из двух панелей солнечных батарей системы электропитания не раскрылась. Это означало, что
На четвертом витке, несмотря на экстремальную ситуацию, космонавт отправил на Землю запланированную радиограмму, в которой поздравил народы Советского Союза с приближающимся
Полет был приурочен к этой дате и, как ни горько сознавать, оказался преждевременным. До старта «Союза-1» было произведено несколько запусков кораблей этого типа в автоматическом режиме, без человека на борту. Большинство из них прошли неудачно. Но даже после таких неутешительных результатов было принято решение о запуске пилотируемого корабля. Будучи человеком долга и испытателем по призванию, даже в таких трудных условиях В.М. Комаров выполнил большую и сложную программу отработки систем нового корабля. Космонавт совершал маневрирование в околоземном пространстве, проводил испытания основных бортовых систем в различных режимах работы, давал оценку техническим характеристикам
В Центре управления полетом было решено досрочно прекратить полет «Союза-1», но на расчетном витке корабль на посадку не пошел. Внезапно нарушилась автоматическая ориентация, и двигатель на торможение не включился. Тогда Земля разрешила произвести спуск с помощью ручной ориентации. Ранним утром 24 апреля 1967 года «Союз-1» пошел на посадку. В сложившейся ситуации действия Комарова были безупречными. Он точно сориентировался, и корабль шел в намеченную точку посадки в Оренбургской области. Связь с космонавтом прервалась в расчетное время. После разделения отсеков спускаемый аппарат прошел участок торможения в плотных слоях атмосферы и погасил первую космическую скорость. Однако на конечном этапе спуска из-за отказа парашютной системы спускаемый аппарат «Союза-1» c огромной скоростью врезался в Землю. Трагически оборвалась жизнь космонавта, инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова.
Поисковый вертолет обнаружил на месте приземления разбившийся и горящий спускаемый аппарат. Останки космонавта были перевезены в Москву и 26 апреля захоронены в Кремлевской стене на Красной площади.
Друзья-космонавты тяжело переживали гибель своего товарища. «Дикая нелепость – смерть Володи», – писал космонавт Б.Б. Егоров. – « Я все понимаю и понимаю, что слова эти слишком эмоциональны, чтобы быть точными, но все же... Инженер, летчик, ученый, командир космического корабля, – в нем идеально сочетались воля и интеллигентность. Володя Комаров прекрасно знал, как тяжела и опасна его профессия, но на стартовом столе он был неизменно спокоен.»
Вскоре после трагедии Ю.А. Гагарин сказал: «Мы научим летать "Союзы"». Его слова стали пророческими. Через полтора года после старта «Союза-1» были запущены космические корабли «Союз-2» и «Союз-3». Оба полета были успешными. Первый корабль был беспилотным, а второй пилотировал космонавт Г.Т. Береговой .
Имя Владимира Михайловича Комарова навсегда вошло в героическую историю изучения и освоения космоса. Архивные документы, хранящиеся в Российском Государственном архиве научно-технической документации (РГАНТД), сохранили для нас образ этого замечательного человека. В этом номере журнала вниманию читателей предлагаются фотографии В.М. Комарова из фондов РГАНТД, сеансы связи с ним во время полета на корабле «Союз-1», выступления на торжественном вечере, посвященном