В сентябре 2002 года исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося русского ученого и мыслителя, изобретателя, основателя теоретической космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского.
Он родился 5 (17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии. Отец его - Эдуард Игнатьевич Циолковский, окончив лесной институт в Петербурге, преподавал на курсах землемеров, мать - Мария Ивановна Юмашева была дочерью зажиточного мастера, державшего в селе Ижевском небольшое заведение по изготовлению бочкотары и плетеных корзин. Когда Циолковскому исполнилось 12 лет, мать неожиданно умерла, оставив, не считая его, семерых детей. Жили очень трудно, отец, несмотря на самоотверженный труд в течение всей жизни, так и не стал состоятельным человеком.
Константин Эдуардович очень рано научился читать, стремился учиться, в 10 лет стал готовиться к поступлению в гимназию. Но этому не суждено было осуществиться. Осенью 1867 года он тяжело заболел скарлатиной, которая осложнилась и приняла затяжную форму, в результате чего он почти полностью потерял слух. После этого жизнь пошла совсем по-другому. В автобиографии К.Э. Циолковского есть такие строки: «Она (глухота) заставила меня страдать каждую минуту моей жизни, проведенной с людьми. Я чувствовал себя с ними всегда изолированным, обиженным, изгоем. Это углубляло меня в самого себя…».
Он стал заниматься дома самостоятельно. Учебники Константин Циолковский читал с такой увлеченностью, словно это были приключенческие романы. В них было много неясных, трудных мест, которые он старался сам разъяснить и понять. Знаний часто не хватало, но это не только не останавливало, а наоборот, вдохновляло его, заставляло дойти до сути в каждом вопросе.
В 1873 году Константин Циолковский отправился из Вятки, где они тогда жили, в Москву. Здесь, не поступив в училище и экономя каждую копейку, присылаемую ему отцом, он прожил три года, все свободное время проводя в Румянцевской и Чертковской публичных библиотеках. Здесь он сблизился с Н.Ф. Федоровым - представителем русской философской школы конца 18 века, в основе учения которой лежала мысль о том, что Земля является лишь частью прекрасного и мудрого Космоса. Вернувшись в Вятку, Константин Эдуардович до самозабвения увлекся астрономией. «Астрономия увлекла меня, - писал он впоследствии, - потому, что считал и считаю до сего времени не только Землю, но и Вселенную достоянием человеческого потомства».
После выхода Эдуарда Игнатьевича на пенсию, Циолковские переехали в Рязань. Осенью 1879 года Константин Эдуардович, сдав экстерном экзамен в Рязанской гимназии, получил свидетельство, дававшее ему право преподавать математику и физику в уездных училищах.
Более чем 40-летний путь Циолковского-учителя начался в маленьком городке Боровск Калужской губернии, где в 1880 году он начал постигать азы педагогической науки. Было трудно - ведь ему нужно было научиться понимать ответы учеников по движению губ, а учебный материал объяснять столь увлекательно, чтобы дети, жестокие к недостаткам глухого учителя, внимательно слушали и понимали его.
Ему с успехом удалось всего этого добиться, но преподавание не являлось смыслом жизни Константина Эдуардовича. Тщательно готовясь к урокам, он продолжал активно заниматься наукой.
В 1883 году он закончил рукопись необычного по содержанию научного труда под названием «Свободное пространство». Описываемые в ней явления происходят в среде, в которой не действуют силы тяжести, то есть в невесомости, в космосе. Представляя, каким образом там будут проявляться законы механики, Циолковский пришел к выводу, что единственно возможным способом передвижения в космическом пространстве является способ, основанный на действии реакции отбрасываемых от данного тела газовых частиц или, другими словами, реактивное движение. Когда в 1887 году с этим трудом Циолковского ознакомился профессор Московского университета А.Г. Столетов, он был поражен, как ясно автор представляет себе состояние человека в космосе, в условиях невесомости. Лично познакомившись с Циолковским, Столетов стал всячески поддерживать его: пригласил выступить с докладом в Политехническом музее в Москве, познакомил с молодым профессором Н.Е. Жуковским, который дал высокую оценку его идеям, ходатайствовал о переводе из захолустного Боровска в губернскую Калугу.
В 1891 году у него на счету числились десятки научных трудов, несколько оригинальных проектов, множество сконструированных им приборов и устройств. За работы «Механика подобна изменяющегося организма» и «Продолжительность лучеиспускания Солнца» Циолковского избрали членом Русского физико-химического общества.
Начавшийся в феврале 1892 года «калужский период» жизни Циолковского стал самым плодотворным в творческом отношении. Здесь, продолжая претворять в жизнь принятое еще в 1885 году твердое решение «отдаться воздухоплаванию», он создает проект, а затем изготавливает макет цельнометаллического дирижабля, в огромной пользе которого он был до конца уверен. В 1914 году, на Всероссийском съезде воздухоплавателей, проходившем в Петербурге, Константин Эдуардович продемонстрировал свой макет, представляющий собой несколько рыбообразных сооружений из жести. Но российские воздухоплаватели не приняли дирижабль, сославшись на его техническое несовершенство. Лишь после гражданской войны в Москве был создан завод «Дирижаблестрой», на одном из участков которого по проекту Циолковского была построена большая, объемом более 1000 кубических метров, «рыба» из нержавеющей стали. Подвергнутая всесторонним исследованиям, модель дирижабля показала хорошие результаты.
Несмотря на свою преданность идеям воздухоплавания, Циолковский все больше и больше задумывался о проблеме выхода человечества в космическое пространство. В 1896 году в фантастической рукописи «Вне Земли» им было описано принципиальное устройство ракетного летательного аппарата, предназначенного для полета человека в космос, и подробно изложены условия выживания человека в этом полете. Все эти описания в той или иной мере нашли свое отражение в конструкциях сегодняшних ракет.
В 1903 году в журнале «Научное обозрение» был опубликован основополагающий теоретический труд Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Это был первый в мире труд о космических полетах на ракетных кораблях. Циолковский впервые выдвинул научную теорию полета ракеты и обосновал возможность применения ракетных аппаратов для межпланетных сообщений; он первый разработал схему жидкостного ракетного двигателя и доказал преимущества подобного двигателя при полете на больших высотах. Россия оказалась первой страной, в которой на рубеже XX века теория ракетодинамики обрела законченную форму, но в последующие два с половиной десятилетия не получила практического воплощения в летающие образцы ракет. Этому способствовал ряд факторов: изолированность К.Э. Циолковского, публикации его работ в малоизвестных провинциальных журналах малым тиражом, крайняя нищета и, как следствие, невозможность для Циолковского заниматься практическим конструированием ракет, неготовность научной общественности воспринять идею полета в космос.
Константин Эдуардович не только писал статьи и научно-фантастические повести, но и сам редактировал рукописи и отправлял в типографии, причем издавались они за его счет. Многие научные работы и художественные произведения Циолковского еще при его жизни были изданы в Москве.
Особенно плодотворная деятельность Циолковского в области ракетной техники развернулась в годы советской власти, когда ученому были созданы все необходимые условия для успешной работы. В этот период он создал такие выдающиеся научные труды по реактивному движению, как «Космические ракетные поезда» (1929), «Реактивный аэроплан» (1930), «Ракетоплан» (1930), «Стратоплан полуреактивный» (1932) и другие - всего около 600 работ, тогда как до 1917 года им было написано около 130 работ.
В наследии Циолковского видное место занимают философские работы. Определить главное направление философии ученого помогают слова из его автобиографии: «…Я интересовался более всего тем, что бы могло прекратить страдания человечества, дать ему могущество, богатство, знание и здоровье. Отсюда понятно, что я остановился на воздухоплавании и реактивных летательных аппаратах как средствах сообщения на Земле и завоевания всей солнечной энергии, которой в 2 миллиарда раз больше получаемого Землей». И чтобы его правильно понимали, он разъяснял: «Многие думают, что я хлопочу о ракете и забочусь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы грубейшей ошибкой. Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину Космоса, но отнюдь не самоцель…» Он считал, что люди рано или поздно покинут Землю - одну из планет в системе остывающего Солнца, и переселятся на искусственно созданные «эфирные острова». По его мнению, человек, осознавший красоту «живого и разумного космоса», обязательно должен зажечься стремлением распространять прекрасное и совершенное по Вселенной, что и должно стать космической миссией Земли. «Земле выпала, хотя и тяжелая доля, которая выпадает на биллионную часть планет, но очень почетная: служить рассадником высших существ на пустых солнечных системах», - писал он.
Благодаря Циолковскому Калуга в 20 - 30-е годы становится своеобразным координационным центром развития отечественного воздухоплавания и ракетостроения. К нему на консультации приезжают представители зародившихся по всей стране групп изучения реактивного движения, среди которых был и С.П. Королев. В 1933 году осуществляется мечта жизни Константина Эдуардовича - в Советском Союзе создается первый в мире научно-исследовательский институт для решения проблем реактивного движения - РНИИ, то есть разработка теории и практики ракетостроения ставится на государственную основу.
В 1935 году Циолковский тяжело заболел. До самого последнего дня жизни - 19 сентября 1935 года он был верен космосу. Все свои труды по авиации, ракетостроению и межпланетным сообщениям он завещал советским ученым, заканчивая завещание словами: «Уверен, что они успешно закончат эти труды».
Огромное идейное богатство наследия Циолковского полностью охватывает весь спектр вопросов, которыми занимаются науки ракетодинамика и космонавтика. Его статус основоположника этих наук признан специалистами в области ракетостроения всех стран и закреплен в трудах отечественных и зарубежных историков науки и техники.
Публикацию подготовила Е.Ю. Башилова