«Я никогда не собирался быть конструктором, тем более военным. А я занимаюсь только военной техникой. Я самый дорогой человек в стране. |
![]() РГАНТД. Ф.211. Оп.13. Д.95. [12] |
Владимир Николаевич Челомей вошёл в историю ракетно-космической и авиационной техники как талантливый учёный-новатор и изобретатель, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР, создатель крылатых ракет, космических аппаратов и систем обороны. До сих пор многие технологические решения являются общепризнанными и оригинальными идеями, используемыми в морском флоте, авиации и ракетно-космической отрасли.
В.Н. Челомей запомнился своим современникам, коллегам как трудолюбивый, целеустремленный, остроумный, мечтательный, интеллигентный и амбициозный человек. Многие видели в нём «конкурента» С.П. Королёва, когда сам В.Н. Челомей относился к нему с большим уважением, как к профессионалу, технически эрудированному специалисту, отдавая должное мягкости его натуры, терпению и умению расположить к себе людей[2] .
При подготовке данной статьи были использованы архивные документы, которые находятся на хранении в РГАНТД в составе личных фондов журналистов Голованова Я.К., Первова М.А., Рябчикова Е.И., учёного и конструктора ракетно-космической техники Полухина Д.А., специалиста в области экспериментальной гиперзвуковой аэродинамики Красильщикова А.П., а также материалы инициативного документирования РГАНТД, и энциклопедическая литература.
Владимир Николаевич Челомей родился 30 июня 1914 г. в г. Седлец Привислянского края в семье учителя. В разгар Первой мировой войны семья переехала в Полтаву, где жила по соседству с С.Н. Данилевской, отец которой являлся племянником Н.В. Гоголя, а мать – внучкой А.С. Пушкина[3] . В 1929 году В.Н. Челомей окончил Трудовую школу №10 в Полтаве, затем №45 в Киеве. Увлекшись автомобильной техникой, будущий учёный поступает в Автомобильный техникум. Успешно закончив обучение в 1932 году по специальности «автотехник», в том же году он становится студентом Киевского авиационного института[4] .
Уже на первых курсах в институте В.Н. Челомей проявил себя как талантливый учёный, способный к обстоятельному анализу и серьёзным научным изысканиям. Внимание преподавательского состава института привлекла его работа по тепловому расчёту двигателя. В ней было изложено применение метода расчета продувки авиационных двухтактных двигателей с использованием аппарата векторного исчисления. Впоследствии эта работа была опубликована в сборнике научных трудов института, а в 1936 году вышла его книга «Векторное исчисление», представлявшая собой краткий курс векторного анализа[5] .
В.Н. Челомей также обладал незаурядными инженерными способностями, применяя их в производственной деятельности. Проходя практику на Запорожском моторостроительном заводе, В.Н. Челомей знакомился с техникой, порядком её устройства и непосредственно участвовал в устранении неполадок продукции серийного производства. Известен случай, когда инженерам предприятия не удавалось определить причину поломок коленчатого вала, из-за которого остановилось производство лицензионного авиационного двигателя. Обнаружив проблему в виде резонансных колебаний (вибраций), В.Н. Челомей дал рекомендации по устранению неполадки посредством облегчения вала для обеспечения структурной целостности системы[6] .
Взамен материального поощрения за проделанную работу, В.Н. Челомей попросил руководство предприятия предоставить в его распоряжение бокс для изучения возможностей воздушно-реактивного двигателя (ВРД) и его теории о сжатии воздушного потока в обычной трубе без компрессора. Таким образом, родилась идея о создании новой силовой установки для летательных аппаратов – пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (далее – ПуВРД). На некоторое время В.Н. Челомей остался на предприятии по просьбе инженеров и читал лекции по теории колебаний[7] .
«Я почти физик, специалист в области колебаний. Колебания – интернациональный язык ракетчиков… На работы, которые я написал в 23-24 года, ссылаются Седов, Боголюбов». |
В 1937 г. В.Н. Челомей закончил Киевский авиационный институт по специальности «инженер-механик». В том же году он становится аспирантом Академии наук УССР (далее – АН УССР). В 1939 – 1940 гг. В.Н. Челомей работал в Институте математики АН УССР в должности старшего научного сотрудника[9] . В 1939 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций» и открыл себе дорогу в большой научный мир. В 1940 году В.Н. Челомей был принят в специальную докторантуру Академии наук СССР в числе 50 лучших кандидатов наук, выдвинутых со всех республик.
За период 1936 – 1940 гг. им было опубликовано 24 работы, прямо или косвенно связанных с изучением ПуВРД. Выводы и практическая реализация идеи привели к созданию оригинальной конструкции пульсирующего двигателя. В 1938 году В.Н. Челомей получил на разработку авторское свидетельство. Результат поисков учёного и его предшественников воплотился в реальность и в дальнейшем сыграл ключевую роль во время Великой Отечественной войны[10] .
В 1940 – 1941 гг. В.Н. Челомей работал старшим научным сотрудником Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, а в период 1941 – 1944 гг. являлся начальником группы реактивных двигателей. После смерти Н.Н. Поликарпова 19 сентября 1944 г. В.Н. Челомей был назначен директором и главным конструктором завода №51 Наркомата авиационной промышленности с заданием «воссоздать самолет-снаряд по типу ФАУ-1»[11] . Образцы трофейной немецкой ракетной техники, использовавшейся для нанесения ударов по Лондону летом 1944 года, были переданы в Москву на изучение. В 1945 году создан опытный образец самолета-снаряда «10Х», превосходивший по своим тактико-техническим характеристикам и способам доставки немецкую разработку[12] . Для испытаний использовался созданный В.Н. Челомеем ПуВРД.
Основная цель, которую преследовал Государственный Комитет Обороны (ГКО) при создании оружия, заключалась в способности оказать ответную силу на возможное применение немецких ракет против городов Советского Союза. Даже несмотря на эффективность испытаний «10Х», самолёт-снаряд так и не был использован в реальных боевых условиях, однако сыграл важную стратегическую роль как сдерживающий фактор против нанесения ударов немецкими вооруженными силами. Более того, разрушительность этого оружия также ставила под вопрос моральную и политическую обоснованность его применения на завершающем этапе войны, о чём свидетельствует упоминание о телефонном разговоре В.Н. Челомея и И.В. Сталина[13] :
– Товарищ Челомей, нас интересует ваше мнение как конструктора самолёта-снаряда. Имеет ли смысл применять это оружие в нынешней обстановке?
– Нет, товарищ Сталин, победа близка, а его применение может вызвать большие жертвы среди мирного населения, – ответил ему Владимир Николаевич.
– Правильно, товарищ Челомей, – сказал Сталин.
После окончания войны В.Н. Челомей остался на посту руководителя и главного конструктора завода №51 при МАП СССР вплоть до 1953 года, продолжая работать над крылатыми ракетами. Разработки завода №51 использовались в авиации, в частности, на параде в Тушине в 1947 году. На самолеты Ла-11 были установлены пульсирующие двигатели. Демонстрация новой технологии была успешной[14] . Продолжалась и модернизация ракет семейства «Х» («10ХН», «14Х» и «16Х»). В качестве способа доставки предполагалось использование бомбардировщиков Пе-8 и Ту-4.
В 1952 году В.Н. Челомей стал профессором МВТУ им. Н.Э. Баумана и вёл педагогическую деятельность[15] .
Однако в 1953 году предприятие, возглавляемое В.Н. Челомеем, было передано в ведение ОКБ-155 А.И. Микояна, в результате чего его дальнейшие разработки остаются без внимания на некоторое время. Оставшаяся в ходе присоединения специальная конструкторская группа (СКГ-10) была перебазирована на двигателестроительный завод №500 в Тушино, где В.Н. Челомей продолжил работу по модернизации крылатых ракет[16] .
Обстановка «Холодной войны», сложившаяся в 1950 – 1960 гг., диктовала новые условия послевоенного устройства. Развитие ракетной техники, способной доставлять ядерный заряд до места назначения на тысячи километров, требовало новых решений, которые могли бы выступать в качестве ассиметричного ответа на переменные угрозы.
![]() РГАНТД. Ф.288. Оп.1. Д.95. [13] |
Началась разработка нового поколения крылатых ракет. В августе 1955 года было организовано ОКБ №52 в г. Реутов (ныне действующий «НПО машиностроения»), в котором В.Н. Челомей работал в качестве главного, а затем, с 1959 года, генеральным конструктором. В это время он занимался воплощением идеи о раскрытии ракет в воздухе. Проект, показанный в техническом управлении Главного штаба ВМФ, представлял собой ракету, размещённую в герметичном контейнере со сложенными крыльями. Принцип действия заключался в «выбрасывании» ракеты из контейнера. Вслед за этим запускался маршевый двигатель с последующим раскрытием крыльев и движением в сторону цели посредством управления с бортовой автоматической системы. В 1959 году прошедший летные испытания и одобренный военными инженерами на вооружение ВМФ был принят первый комплекс крылатых ракет для подводных лодок «П-5»[17] .
Под руководством В.Н. Челомея в ОКБ-52 разрабатывались многочисленные виды вооружений для морского флота, по сей день несущих боевую вахту. Были созданы противокорабельные комплексы: «П-6», «П-35» (для надводных кораблей и береговых ракетных частей ВМФ), «Аметист» и «Малахит» (для старта из-под воды), «Базальт» (сверхзвуковые ракеты с дальностью поражения до 500 км), П-700 «Гранит» (комплекс крылатых ракет для поражения крупных морских группировок противника и уничтожения береговых целей)[18] . Крылатыми ракетами разработки В.Н. Челомея оснащено большинство отечественной военно-морской техники: ракетные надводные корабли, подводные лодки-носители и т.д[19] .
– Трибуналом она пахнет, Сергей Павлович, – без улыбки ответил Кириллов – Но ведь люди на многих производствах работают с сотнями токсичных веществ, – спокойно возражал Челомей своим оппонентам. – Я гарантирую безопасность стартовой команды … Мы поднимем на орбиту полностью заправленный разгонный блок. Дальше одна стыковка с кораблём, который поднимет «семёрка» Сергея Павловича, и путь к Луне открыт. (Выдержка из статьи Я.К. Голованова «Космические, вполне земные войны», опубликованной в издании «Российская газета», 7 июня 1994 г.[20] ) |
Начиная с 1959 года, В.Н. Челомей и коллектив ОКБ-52 были привлечены к работе в ракетно-космической области. С этого момента начинается тесное сотрудничество с С.П. Королёвым. В ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея начинают разрабатываться космические аппараты и системы оборонного назначения. В 1960 году В.Н. Челомей выходит с предложением разработки оборонно-космических систем вместе с носителями. В 1962 году С.П. Королёв, весьма положительно отзываясь о проекте, дал согласие на использование ракеты «Р-7»[21] . Для успешного вывода аппаратов на орбиту в ОКБ-1 было проведено согласование технических требований к ракете «Р-7». Таким образом, началось практическое воплощение программы противоспутниковой обороны «ИС» (Истребитель спутников), действовавшей до середины 1990-х гг. Основное назначение автоматизированной оборонной системы заключалось в нахождении и ликвидации вражеских военных спутников и аппаратов. В 1963 году ИС «Полёт-1» был успешно выведен на орбиту. Спутник «Полёт» были снабжён аппаратурой и системой двигательных установок с возможностью маневрирования и изменения высоты[22] . Ракетами «Р-7» С.П. Королёва было выведено 4 объекта ИС и УС (управляемый спутник).
Самым значительным достижением коллектива ОКБ-52 и В.Н. Челомея стало создание ракеты-носителя (далее – РН) УР-500, так же известной как «Протон». Изначально проект создавался как баллистическая ракета для вывода головной части на орбиту с возможностью маневрирования и нанесения стратегических ядерных ударов из космоса. Однако проект был изменён ввиду резолюции ООН о мирном освоении космоса, принятой в 1963 году. 16 июля 1965 г. с космодрома «Байконур» состоялся первый запуск «УР-500» с искусственным спутником «Протон» массой 12,2 т, предназначавшимся для исследования космического излучения. До сих пор «УР-500» считается одной из наиболее прогрессивных отечественных разработок, имеющей высокий уровень надежности и удобства эксплуатации, сочетающей в себе удачные проектные решения. До 1995 года было осуществлено более 230 пусков. Благодаря РН «Протон» в космос были выведены спутники «Космос», «Экран», «Радуга», «Горизонт», орбитальные станции «Салют», «Алмаз», «Мир» и исследовательские модули «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр» и др[23] .
Стоит также упомянуть совместную работу ОКБ-52 и ОКБ-1 в рамках программы пилотируемого облета Луны. В ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея разрабатывался проект лунного корабля (ЛК-1) с выведением РН «УР-500К» на орбиту без стыковок. 30 июня 1964 г. В.Н. Челомей подписал эскизный проект пилотируемого космического корабля для облёта Луны. Проектом определялось прямое, без сборок на промежуточной орбите и выведение корабля на траекторию облета Луны. Научно-техническая комиссия, назначенная военно-промышленной комиссией, рассмотрела материалы проекта и рекомендовала «УР-500К» для практической реализации, несмотря на мнение представителей ОКБ-1 «о нецелесообразности разработки ЛК-1». В 1965 г. в ОКБ-1 С.П. Королевым и В.Н. Челомеем были утверждены основные положения по космическому комплексу «УР-500К-Л1» с учётом предложений с обеих сторон. В этом же году, после пересмотра лунной программы, работы по созданию ЛК-1 в ОКБ-52 прекращались и сосредотачивались в ОКБ-1. 10 марта 1967 г. РН «УР-500К» был выведен на орбиту корабль «7К-Л1» («Зонд»). Однако в результате событий 1968 года, в ходе которых был совершён облёт Луны американским экипажем корабля «Апполон-8», советская программа была свернута в 1970-х гг.
В 1970 – 1980 гг. ОКБ-52 и В.Н. Челомей занимается разработкой спутника «Космос-1267». В 1981 году на орбите впервые был создан научно-исследовательский комплекс «Салют-6» (субмиллиметровый телескоп БСТ-1М), чья орбита поддерживалась «Космосом-1267» в качестве межорбитального буксира для точного наведения на объект наблюдения и исследования[24] .
Помимо конструкторской и преподавательской деятельности, В.Н. Челомей занимался общественно-политической работой. С 1974 года был избран депутатом Верховного Совета СССР от Чувашской АССР и в течение 10 лет занимался административной работой, встречался с избирателями. За время нахождения на посту, В.Н. Челомею удалось наладить материально-техническую базу Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Он принимал активное участие в становлении новых факультетов и обеспечивал тесный контакт с академическими кругами и исследовательскими организациями. Благодаря его помощи была налажена работа таких крупных промышленных предприятий республики, как Чебоксарский приборостроительный завод, производственное объединение им. Чапаева[25] .
8 декабря 1984 г. Владимир Николаевич Челомей умер от сердечного приступа в больнице, попав туда из-за перелома ноги. Его последние слова, сказанные жене во время телефонного разговора, как всегда были полны энтузиазма: «Я такое придумал!..»
В.Н. Челомей похоронен на Новодевичьем кладбище. В его честь были названы улицы в Москве и Реутове, а также малая планета солнечной системы под номером №8608 «Челомей» в международном каталоге. В России, Казахстане и Украине установлены памятники и мемориальные доски, а на территории ныне действующего Акционерного общества «Военно-промышленной корпорации «Научно-производственное объединение машиностроения» (АО «ВПК «НПО машиностроения») создан мемориальный кабинет.
В.Н. Челомей оставил после себя большое научно-техническое наследие в виде 87 опубликованных трудов и изобретений. Его разработки в настоящее время выполняют задачи стратегического значения для обеспечения обороноспособности и защиты суверенитета Российской Федерации.
При жизни В.Н. Челомей имел следующие награды и премии[26] :
- Дважды Герой Социалистического труда (1959, 1963 г.);
- Ленинская премия (1959 г.);
- Пять Орденов Ленина (1945, 1959, 1963, 1974, 1984 гг.);
- Орден Октябрьской революции (1971 г.);
- Три Государственных премии СССР (1967, 1974, 1982 гг.)
- Золотая медаль им. Н.Е. Жуковского (1964 г.)
- Золотая медаль им. А.М. Ляпунова (1977 г.)
Степанов В.А.
[1] РГАНТД. Ф.211. Оп.6. Д.192. Л.51.
[2] Там же. Л.52-53.
[3] РГАНТД. Арх. №1656-12В. Фонограмма. XXIX Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П. Королева и других выдающихся отечественных ученых – пионеров освоения космического пространства / Кулешов Е.В. «В.Н. Челомей – ученый и создатель фирмы «НПО машиностроения».
[4] РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.19. Л.1.
[5] Там же. Л.5.
[6] РГАНТД. Ф.380. Оп.2. Д.94. Л.3.
[7] Там же. Л.1.
[8] РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.19. Л.1.
[9] РГАНТД. Ф.327. Оп.5. Д.54. Л.7.
[10] РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.1. Л.31.
[11] РГАНТД. Арх. №1722-7В. Фонограмма. Секционное заседание. Секция: «История ракетно-космической техники» / Поляченко В.А. «С.П. Королев и В.Н. Челомей».
[12] РГАНТД. Ф.211. Оп.4. Д.85. Л.1.
[13] Цит. по: РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.19. Л.6.
[14] РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.1. Л.31.
[15] Там же. Л.39.
[16] РГАНТД. Ф.380. Оп.2. Д.94. Л.5.
[17] Там же.
[18] РГАНТД. Ф.327. Оп.5. Д.54. Л.1.
[19] Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. М., 2011. С. 659.
[20] РГАНТД. Ф.211. Оп.4. Д.85. Л.1.
[21] РГАНТД. Арх. №1722-7В. Фонограмма. Секционное заседание. Секция: «История ракетно-космической техники» / Поляченко В.А. «С.П. Королев и В.Н. Челомей».
[22] РГАНТД. Ф.211. Оп.11. Д.19. Л.6.
[23] Там же. Л.15.
[24] РГАНТД. Ф.380. Оп.2. Д.94. Л.2.
[25] РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.1. Л.23.
[26] РГАНТД. Ф.327. Оп.1. Д.52. Л.4а.