11, 12 и 13 октября 1969 г. состоялись старты космических кораблей «Союз-6» под управлением лётчика-космонавта Шонина Г.С. с экипажем в составе лётчика-космонавта Кубасова В.Н.; «Союз-7» под управлением лётчика-космонавта Филипченко А.В. с экипажем в составе лётчиков-космонавтов Волкова В.Н. и Горбатко В.В.; «Союз-8» под управлением лётчика-космонавта Шаталова В.А. с экипажем в составе лётчика-космонавта Елисеева А.С. для участия в первом групповом полёте трёх космических кораблей.
На хранении в РГАНТД находятся материалы, освещающие подготовку экипажей к полёту космических кораблей, а также его проведение и результаты. Кроме кино-, фото-, фонодокументов, данные сведения содержатся в отчётной документации, бортовых журналах космических кораблей, находящихся на хранении в составе фонда «Российский государственный научно-исследовательский институт “Центр подготовки космонавтов”», «Федерация космонавтики СССР». Дополняют данный массив документов многочисленные газетные статьи и заметки о полёте «Союзов-6, 7, 8», находящиеся в составе личного фонда журналиста Я.К. Голованова.
Подготовка космонавтов к полёту осуществлялась в соответствии с программой, утверждённой командованием и согласованной с руководством, и включала в себя курсы подготовки к работе с высокоточными приборами. Также космонавтов старательно проверяли и обследовали, прежде чем допустить к непосредственным тренировкам и подготовке. Чтобы выяснить степень переносимости нагрузок, проводились так называемые функциональные нагрузочные пробы — испытания в предельных для человека условиях в барокамере, на центрифуге и др.
11 октября 1969 г. в 11 ч. 10 мин. 00 сек. состоялся старт космического корабля «Союз-6» с двумя космонавтами на борту – командиром Георгием Степановичем Шониным и бортинженером Валерием Николаевичем Кубасовым.
Космический корабль «Союз-7» в составе экипажа, состоящего из командира Анатолия Васильевича Филипченко, инженера-исследователя Виктора Васильевича Горбатко и бортинженера Владислава Николаевича Волкова, стартовал 12 октября 1969 г. в 10 ч. 44 мин. 42 сек.
Старт космического корабля «Союз-8» с командиром Владимиром Александровичем Шаталовым и бортинженером Алексеем Станиславовичем Елисеевым на борту производился по аналогичной схеме старта «Союза-7» – за 25 минут до истечения суток с момента старта последнего – 13 октября 1969 г. в 10 ч. 19 мин. 09 сек.
Целью полёта было осуществление впервые в мире группового полёта в составе трёх пилотируемых космических кораблей с семью лётчиками-космонавтами на борту.
Экипажи космических кораблей «Союз-6» и «Союз-8» проводили наблюдения и фотографирование облачных образований и циклонов, Луны и звёзд на фоне горизонта, а также осуществляли оценку яркости планеты Земля в сумеречной и на освещенных сторонах.
Экипаж космического корабля «Союз-7» осуществлял ручную ориентацию корабля для проведения экспериментов, в число которых входили фотографирование районов Каспийского моря и отработка элементов космической навигации.
Продолжая выполнять медико-биологические исследования, космонавты изучали влияние факторов космического полёта на организм человека. С помощью различных функциональных проб и психофизиологических тестов определялись состояние организма членов экипажей и уровень их работоспособности.
В результате маневрирования корабли «Союз-7» и «Союз-8» осуществили сближение друг с другом, провели взаимное наблюдение, фотографирование и киносъёмку с целью определения видимости объектов на различных расстояниях. При этом исследовалась возможность обмена информацией с помощью световых индексов и визуальных оптических средств. Полученные данные были необходимы для решения ряда задач по отработке автономных операций при создании долговременных орбитальных лабораторий. В полёте с борта космических кораблей неоднократно проводились телерепортажи о работе экипажей при выполнении экспериментов и исследований.
В ходе группового полёта трёх космических кораблей были проведены эксперименты по наблюдению и фотографированию поверхности Земли, геологические исследования, выполнялось сближение кораблей до 500 метров с использованием ручного управления и данных автономных навигационных измерений для обработки методов пилотирования. Впервые был проведён эксперимент по проведению сварочных работ в условиях открытого космоса с целью исследования особенностей сварки различными способами в условиях околоземного космического пространства. При полёте по орбите экипажи кораблей отрабатывали методы автономной навигации и определяли параметры орбит с использованием бортового оборудования. Кроме того, космонавты провели контроль работы бортовых систем и различных бортовых приборов, выполнили программу научных исследований, осуществляли радиосвязь с Землёй и между кораблями, медицинский, взаимо- и самоконтроль.
В деле о рекордах первого в мире группового полёта трёх пилотируемых многоместных космических кораблей «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8» 11 – 18 октября 1969 г. содержатся доклады членов экипажей этих космических кораблей.
Из доклада лётчика-космонавта СССР Г.С. Шонина о полёте на космическом корабле «Союз-6»: «После выведения на орбиту мы произвели проверку работы систем корабля, далее – полёт по программе, которая была очень насыщена различного рода экспериментами и исследованиями.
На 80-м витке закончили все необходимые операции по эвакуации и заняли места в спускаемом аппарате. Перед пуском я выполнил ориентацию корабля, в заданное время включил программу спуска и контролировал прохождение команд. После отделения орбитального и приборно-агрегатного отсеков от спускаемого аппарата включилась система управляемого спуска, которая значительно уменьшила перегрузки на спуске и повысила точность приземления».
Из доклада лётчика-космонавта СССР В.Н. Кубасова о полёте на космическом корабле «Союз-6»: «Наш экипаж осуществил эксперименты по проведению сварочных работ в условиях открытого космоса, мне, как бортинженеру, пришлось принять непосредственное участие в этих экспериментах. Для выполнения сварки в космосе была создана автономная сварочная установка “Вулкан” весом около 50 кг. Установка “Вулкан” предназначена для автоматической сварки тремя способами: сжатой дугой (низкотемпературной плазмой), электронным лучом, плавящимся электродом. Сварочный узел установки “Вулкан” был смонтирован в орбитальном отсеке корабля “Союз-6”, а пульт для дистанционного управления размещался в кабине корабля.
Перед началом сварки орбитальный отсек был разгерметизирован. Спустя некоторое время я ввёл в действие сварочную аппаратуру, включая последовательно все три способа сварки. Контроль сварки производился в корабле по световому табло, а также на Земле по данным телеметрии. После завершения эксперимента орбитальный отсек был загерметизирован, и давление в нём уравнено с давлением в спускаемом аппарате, открыт люк-лаз, и мы перешли в орбитальный отсек. Затем стол установки “Вулкан” был демонтирован и вместе с образцами перенесён из орбитального отсека в спускаемый аппарат.
Эксперименты показали принципиальную возможность сварки металлов плавлением в условиях невесомости и вакуума космического пространства. Успешно проведённый эксперимент по сварке в условиях космического полёта открывает дальнейшие перспективы в выполнении строительных и монтажных работ в космосе».
Из доклада лётчика-космонавта СССР В.В. Горбатко о полёте на космическом корабле «Союз-7»: «В космическом корабле “Союз” для отдыха и сна членов экипажей имеется диван. Для того, чтобы во время сна не “всплывать”, мы фиксировались специальными ремнями. В таком положении отдыха на диване в какой-то степени походил на привычный земной. Спали мы все по 6 – 7 часов в сутки и чувствовали себя бодрыми и работоспособными.
Питание в полёте. Бортпаёк каждого космонавта был рассчитан на четырёхразовый приём пищи. Средняя калорийность суточного рациона составляла 2 600 больших калорий. Ассортимент продуктов, входящих в бортпайки, был достаточно разнообразным. Это были обычные натуральные продукты, какие мы употребляем на Земле.
Условия, созданные в корабле, близки к комфортабельным. За время полёта в отсеках корабля поддерживалось давление в пределах 750 – 800 мм рт. ст. Относительная влажность составляла 40 – 70%, иными словами, параметры искусственной атмосферы в орбитальных отсеках были близки к земным. Температура поддерживалась около 20С.
В полёте выполнялся ряд медико-биологических экспериментов. Мы контролировали частоту дыхания и энерготраты при выполнении различных операций в условиях невесомости, производили замер артериального давления и частоты пульса, изучали влияние дозированной физической нагрузки на вестибулярный аппарат, проводили изучение различных двигательных реакций и пропускной способности зрительно-двигательного анализатора».
Из доклада лётчика-космонавта СССР А.С. Елисеева о полёте на космическом корабле «Союз-8»: «Хочу остановиться на научно-техническом эксперименте – сеансе связи космического корабля “Союз-8” с Центром управления через советский спутник связи “Молния-1”. Он был проведён при прохождении корабля вне зоны радиовидимости наземных центров Советского Союза.
Сообщения Центра управления передавались в систему “Орбита”, затем на спутник связи “Молния-1” и через корабль “Космонавт Владимир Комаров” – экипажу. По этой схеме была установлена устойчивая двусторонняя радиосвязь. Такая схема позволяет существенно увеличить время централизованной связи с космическими кораблями. Это особенно важно для полётов наших кораблей, так как значительная часть космического полёта проходит вне зоны радиовидимости командно-измерительных пунктов, расположенных на территории Советского Союза».
Космические корабли «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8» приземлились 16 октября 1969 г. в 9 ч. 52 мин. 47 сек., 17 октября 1969 г. в 9 ч. 25 мин. 10 сек., 18 октября 1969 г. в 9 ч. 09 мин. 58 сек. соответственно.
В результате этого группового полёта были установлены следующие мировые рекорды:
- мировой рекорд продолжительности группового космического полёта трёх кораблей с экипажем семь человек (4 ч. 24 мин. 29 сек.);
- мировой рекорд продолжительности группового космического полёта двух кораблей с экипажем пять человек (35 ч. 19 мин. 33 сек.);
- мировой рекорд дальности группового космического полёта трёх кораблей с экипажем семь человек (123 425 км);
- мировой рекорд дальности группового космического полета двух кораблей с экипажем пять человек (989 242 км).
Большое значение имел полученный опыт управления полётом сразу трёх пилотируемых кораблей для отработки вопросов обслуживания космических станций и взаимодействия различных служб наземного командно-измерительного комплекса. Была впервые осуществлена программа совмещенных спутниковых, самолётных и наземных спектрофотометрических измерений для изучения природных ресурсов Земли и оптики сферы.
Намеченная программа научно-технических экспериментов и исследований дала новые сведения об околоземном пространстве и способствовала совершенствованию космической техники и использованию её в научной и социально-экономической жизни страны.
Геринг В.Е., Паушкина П.Д.
Источники:
1. РГАНТД. Ф.1. Оп.9-1. Д.36. Д.54.
2. РГАНТД. Ф.24. Оп.1. Д.22. Л.1а, 8-12, 20-22, 25, 27. Оп.5. Д.26.
3. РГАНТД. Ф.211. Оп.4. Д.18. Л.2-7. Д.25. Оп.5. Д.26. Л.2. Оп.18. Д.94. Л.22. Д.96.
4. РГАНТД. Арх. №268. Фильм «Страницы космических стартов» (отрывок «Семеро на орбите»). Центральная студия документальных фильмов, 1971 г., режиссёр – Сеткина И., сценарист – Рябчиков Е.
5. Алимов В.И., Денисов В.П., Журенко А.А., Мишарин В.А. Страницы советской космонавтики. М.: Издательство «Машиностроение», 1975. С.278-280;